Больше рецензий

MarinaK

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 ноября 2009 г. 16:09

67

5

Когда читаешь с детьми классику, то понимаешь: им бедным тяжело. Так представляют себе историю, что часто не понимают, когда происходит действие, не знают, что означают те или иные слова, какую роль играли те или иные предметы. И возникают странные вопросы: зачем изучать средневекового писателя Тургенева, нужно ли жалеть шаромыжку, почему Поприщин страдает из-за того, что он титулярный советник, а рост Герасима из "Муму" должен составлять полметра (ничего себе - великан)?
Чтобы подобных вопросов не возникало есть отличное средство - клмментарии. Конечно, с Лотманом никто не сравнится, но книга Ю.Федосюка достаточно интересна. Один список разъясняемых терминов занимает десять страниц: народный календарь и термины родства, меры и веса, деньги и ценные бумаги, земли и власти, чины и звания, ордена и медали, одежда и быт, средства передвижения и досуг. Все эти сферы освещаются очень подробно. Автор объясняет, чем вольтеровское кресло (упоминается в "Детстве" Л. Толстого) отличается от гамбсова (в нём любил сидеть Павел Петрович Кирсанов); какую ткань называют затрапезой, а какую дардедамом; чем игреневый конь отличается от каракового; почему одни ордена были "с бантом", другие - "на шею".
Всё это очень важно, потому что учит быть внимательным к слову, не прочитывать его машинально. И если комментарии мы будем читать так же, как читаем приключенческие романы, то, может быть, хотя бы дети наших детей не будут путать слова "независимость" и "невозможность", не будут думать, что Ленин был простым "пролетарским рабочим", и называть религию "верой в загробленную жизнь".