Больше рецензий

24 апреля 2024 г. 18:34

41

4 Некрасивая обертка для умных мыслей

Я не знакома с автором и его достижениями, и его имя не вызывает у меня пиетета, поэтому я воспринимаю книгу как она есть - а воспринимается она как черновик, созданный пусть из мудрых, но не связанных заметок.
С самого начала чтения понятно, что эта книга не будет шедевром с изысканным языком или головокружительным сюжетом - она на это и не претендует. С другой стороны, первая половина книги является вполне достойной - в ней просто описываются случаи из врачебной практики самого Ялома, связанные общей темой - принятие смерти. Книгу интересно читать не только из-за описания личных переживаний пациентов - в конце концов, это нередкая тема, но и из-за описания личного опыта психотерапевта. Он перестает быть скалой, служащей лишь обманкой для чужого монолога, - как и темы поднимаемые во время сеансов, так и сами пациенты вызывают у него собственные переживания. Этот взгляд «за кулисы» уже делает книгу достойной прочтения.
Но после осторожного использования этого приема в первых главах автора будто ломает - и психотерапевт перестает быть рассказчиком, становится главным героем - причем им является совершенно новый персонаж, никак не упоминаемый в начале. Возникает ощущение будто в издательстве посетовали на малое количество страниц и просто решили «склеить» оригинальное произведение с бульварным романом. Заглавная тема предыдущих глав теряется, и упоминается только в самом конце последней главы, которая заслуживает отдельного абзаца.
Наверное, можно списать это на время, в которое была написана эта книга, но я никак не ожидала увидеть второсортную мистическую притчу как финал произведения, которое мне показалось в начале очень серьезным. До последнего я ожидала, что все развернется как в «Тайне китайской вазы» и окажется, что вся мистика объяснится легко и со вкусом. Но нет, надежды не оправдываются, и автор решает закончить историю самым неуместным и одновременно неумелым способом. Конфликт первоначального публицистического стиля первой половины книги и пафосного стиля второй оставляет неприятное послевкусие.