Больше рецензий

AntesdelAmanecer

Эксперт

весьма сомнительный

19 апреля 2024 г. 03:21

368

4.5 Некая материализация мечты

Я полагал очутиться в мире умиротворенности и благоденствия, в некоей материализации мечты, где все расплывчато и не имеет четких контуров. Я не был готов к такой контрастности, к такой пронзительной реальности. Ни во сне, ни наяву мне не приходилось видеть ничего подобного. Теперь все представлялось мне ярче и рельефнее, все мои ощущения, чувства — зрение, слух, обоняние — были как бы обострены.

Я намеренно привела в начале рецензии длинную цитату из начала романа о полутонах и контрастах. Дафна с первых строчек постаралась подчеркнуть то, с чем придётся столкнуться в романе.
После прочтения многих романов и рассказов Дафны дю Морье ("Ребекка", "Трактир Ямайка", "Моя кузина Рейчел", "Французов ручей", "Птицы, "Синие линзы"...) у меня оставалось впечатление некой недосказанности, а точней недопонятости посылов автора. Дафна любит загадочные превращения, часто герои в конце оказываются совсем не такими, какими предстали в начале, и сами события уже видятся в новом свете, словно с них сняли плёнку или мы смотрели фильм в перевернутом зеркале.
Здесь весь роман мне кажется написанным совсем не о том, о чём я читаю. Он весь на полутонах, но так странно сквозь размытость очертаний вдруг проступают яркие, чёткие контуры, а потом они вновь неожиданно прячутся от меня за пелену недосказанности.
Отчасти это связанно с эффектом перемещения во времени и провалами в памяти у героев под воздействием препарата, который помогает совершить переход во времени. С другой стороны, это типичные последствия наркотической зависимости, которым, по сути, и является открытое вещество. А ещё это пропасть между реальной жизнью в настоящем, от которой наш главный герой убегает, не отдавая самому себе отчёта, и полуреальной жизнью в прошлом, недосягаемой но такой притягательной, которая может оказаться просто очень странной повторяющейся галлюцинацией с продолжением, сменой локаций, но одними и теми же действующими лицами.
Занимаются этим экспериментом два старинных друга - профессор Магнус и Ричард Янг. Они вместе учились в Кембридже и спустя много лет после учебы остаются друзьями.
Магнус профессор биофизик, не женат, всё свободное от работы время уделяет своему открытию. время уделяет Дик - работник издательства, женат, у жены Виты два сына от другого брака. Дик находится в тупике творческом и жизненном. Поэтому он легко соглашается участвовать в эксперименте и это его затягивает.
"Дом на берегу" - так называется старинное поместье в Корнуолле, в подвале которого профессор Магнус устроил лабораторию для производств волшебного эликсира из смеси грибов и мозга обезьяны. Бедные обезьяны и прочие животные - верные спутники и мученики на пути человеческих страданий в поисках неведомого желаемого. Человек в вечном зуде открытий, для своего комфорта, обогащения, потакания прочим своим хотелкам, легко, не спрашивая, приносит в жертву животных, природу, да и самого себя. Простите за отступление.
Вернёмся к Дику. Он приезжает один в дом к Магнусу, принимает препарат, перемещается в той же местности в прошлое, приблизительно в 1328 год, встречает там всадника Роджера, своего провожатого по тому миру, красавицу Изольду и еще многих представителей семей, населяющих Корнуолл в те времена. За людьми в прошлом Дик может только наблюдать, ни прикасаться к ним, ни общаться с ними он не может. И его всё больше и больше тянет в тот мир. Дику больше не интересна жена, друзья, работа. Ко всей прежней своей жизни Ричард испытывает неприязнь и не пытается это скрывать.
Интересно, что имя жены Вита значит жизнь. Магнус - великий и это имя ассоциируется с волшебником, магом. Ричард - могучий лидер. А вот имена средневековых персонажей, не такие говорящие, кроме Изольды - красавицы. И хотя средневековым событиям посвящена большая часть книги, подробно рассказано о жестокостях того времени, приведена карта Корнуолла 14 века и семейное древо Изольды и Роджера, для меня они остались второстепенными.
Роман оставляет ощущение незаконченности. Если рассматривать его, как побег от реальности в наркотики, то слишком печально и безысходно. Рыцарская история в таком случае смотрится лишь галлюцинацией. Думаю, что Дафна заложила в роман более глубокие смыслы. Здесь и о запретной любви, в том числе однополой, о любви разделенной веками и невидимыми преградами, которые невозможно разрушить, не умерев, и о положении женщины в разных веках, о потерях и соблазнах. И некое сопоставление жизни и красоты, пытливости и зависимости, науки и религии, яви сновидений и туманной реальности.