Больше рецензий

grt_pretender

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 октября 2014 г. 22:04

462

4

Развитие цифровых технологий в XX-м веке оказало большое влияние и на музыку. Например, оно позволило музыкантам работать с теми параметрами звука своего инструмента, которые раньше были недоступны. Возможность синтеза живого и электронного звука, соединения разных фактур, будь то звуки природы, генерируемые шумы, отрывки чужих записей и т.д., привели к тому, что само понятие искусства, музыкальности и т.д. были сильно расширены (и неоднозначно приняты). Где же здесь грань между собственно музыкой (неслучайно автор много говорит об импровизационной музыке) и чем-то иным? Как меняются взаимоотношения музыкантов и слушателей? Как меняется их отношение к своему творчеству, потенциалу как композитора/исполнителя, своему инструменту, окружающему миру, который также полон звуков? И что же будет дальше?

Например, он останавливается на взаимоотношениях публики и музыкантов на живых выступлениях. Что меняется, когда между ними возникает техника (сосредоточенно уткнувшийся в ноутбук музыкант=)? Не теряет ли он связь со своими слушателями? Или же наоборот - находит заново?

«Ну и что? – сказал (Дэвид) Мосс. - Раньше зрители были, по крайней мере, страстными, независимо от того, выступали они за или против. Сейча с никто не слушает внимательно, по-настоящему заинтересованно. Это все фон для определенного образа жизни».

А человек и его инструмент? Для одних людей технологии представляют собой способ расширить рамки возможностей своего инструмента, других же они могут побудить полностью уйти в пространство звука (где все кажется возможным) и отложить инструмент в сторону. Насколько наша индивидуальность зависит от того, с какими звуковыми характеристиками/программами мы работаем? И что такое индивидуальность в цифровую эпоху?

«То, что я играл на гитаре в группе, было скорее компромиссом, потому что денег на студию, где я могу воплотить свои идеи, у меня всегда не хватало. Мне нравится играть на гитаре. Я все еще играю, но чувство абсолютного контроля над моим звуком и постановками не сравнится ни с чем. Для меня это было откровением». (гитарист Christian Fennesz)

Останавливается Туп и на семплировании. Да и как здесь устоять? Теперь мир можно открыто вовлекать в свою музыку, а музыку – в мир. Более того, можно изменять и сам мир. В книге цифра представлена как логическое продолжение изучения людьми окружающего мира, как отражение политической и психологической атмосферы. С одной стороны, здесь речь идет о знакомом постмодернистском разбивании мира на мелкие кусочки, которое, конечно, началось еще до распространения цифровых технологий. С другой стороны, о дальнейшем развитии концепции свободы (например, за счет увлечения электронной музыкой). Эскапизм на новом уровне.

Сама книга похожа на музыкальный коллаж из мыслей, воспоминаний и зарисовок, составленных музыкантом-исследователем, который видит все изнутри (со всеми вытекающими=). Хотя она и разбита на ряд тематических глав, они довольно хаотичны. Здесь множество историй, множество имен, впечатлений от живых выступлений, обменов мнениями с другими творческими людьми и т.д. Не хватает некой организованности, логичности изложения. Скорее всего, книга будет больше всего интересна именно музыкантам и звукорежиссерам (она концентрируется на их творческой кухне, проблемах самоопределения и взаимодействии людей внутри группы). Что, увы, портит это издание, так это совершенно бездарная редактура (например, Сесил Тэйлор стал женщиной) и корректура. Я знаю, что перевели еще одну из его книг «Океан звука». Любопытно, насколько повезло этой книге)

Прочитано в рамках флешмоба "Спаси книгу - напиши рецензию!", тур №27

Ссылка на отзыв в ЖЖ