Больше рецензий

11 октября 2014 г. 19:22

184

5

Сказка и жуткая, и чертовски притягательная. Она немыслимым образом ассоциируется у меня с некоторыми картинами Босха, примерно тогда же впервые увиденными в журнале "Юный художник", когда был прочитан "Крошка Цахес..." - то есть классе во втором или третьем средней школы. Не скажу, конечно, что тогда я прямо все поняла из тех посылов, которые вложил в свое произведение, не особенно-то детское, великий провидец Гофман.

Цахес2 Цахес1 картинка Yasir

Да, первый план - это сказка: феи, альрауны, волшебники, магия массового гипноза, золотые волоски.
Но за ним открывается план второй - неприглядная реальность: захлебывающаяся в нищете крестьянка, которую судьба неизвестно за что покарала еще и сыном-уродом, туповатые филистеры, рукоплещущие любому болвану, если к этому болвану благосклонно так называемое общественное мнение (сейчас этот термин можно с уверенностью заменить на СМИ).
И за вторым планом, понятное дело, уже не может не проявиться третий план - политика. Да, да, как бы то ни было странно в относительно детской сказке. В завуалированной форме нам рассказывается о методах, какими дорываются до власти уроды. И они, эти методы, досадно просты: просто филистеры действительно настолько тупы, что их глупость способна соперничать с уродством претендента на трон, и они-то всегда и коронуют обезьяну, чтобы после ее свержения недоуменно развести руками: "А я-то что? Я ни при чем! Я как все! Нас так учили!" И остаться как бы чистенькими, чтобы впоследствии наступать на те же самые грабли, ведь история имеет свойство повторяться.
Три волшебных волоска, каменное сердце - и вот ты уже на вершине пищевой цепочки, тебе кланяются толпы, а ты можешь вершить судьбы и переворачивать мир. Когда же кто-то видит твою истинную сущность, не поддавшись чарам артефакта, его запросто можно выставить в глазах обывателей как врага народа, национал-предателя, контрреволюционера (нужное подчеркнуть, не хватающее - дописать). Сказка срастается с реальностью и становится от этого еще причудливее. Это уже ад из воображения Босха, жившего в Раннем Ренессансе, но безошибочно угадавшего сущность человеческой природы.
Нельзя не сказать заодно и об экранизациях и театральных постановках по мотивам этой сказки. Наиболее интересна и сказочна картина, снятая немцами и названная "Ошибкой старого волшебника":

Цахес3

В переводе на русский она мне, к сожалению, не попадалась, но вполне симпатично смотрится и на языке оригинала, когда хорошо знаком с литературным источником (увы, но немецкий я не знаю абсолютно). Гротескна и в то же время органична игра актеров, особенно удался, на мой взгляд, сам главный герой, в котором нет-нет да угадываются истерические нотки поведения самого арийского из всех истинных арийцев Адольфа, но при этом они не настолько очевидны, чтобы сделаться пошлой пародией-стебом. Сыграл Циннобера малоизвестный, но тем не менее очень яркий актер Вальтер Германн (Walter Hermann), который после этого фильма 1983 года появится еще в одном, телевизионном, проекте в 1985-м и уже навсегда исчезнет с экранов.

Затем хочется упомянуть спектакль Нины Чусовой в Театре им. Моссовета "Крошка Цахес", где знаменитого альрауна сыграл наш хороший молодой актер Павел Деревянко, звезда сериала "Девять жизней Нестора Махно" и комедии "Неваляшка":

Цахес8 Цахес7 Цахес6 Цахес5 Цахес4

Но получится именно лишь упомянуть, поскольку увидеть его полностью хотя бы в записи не было возможности.

Ну и, безусловно, нельзя не сказать об одноименной серии в политсатирическом цикле "Куклы", тут в заглавной роли сами-понимаете-кто, хотя снято это было давным-давно (и тогда еще НТВ могло себе это позволить), но актуальности не потеряло, оставшись в Интернете.

Одним словом, сказка ложь, да в ней намек. И ценность таких произведений доказана временем и отсутствием "государственных границ". Это своего рода зашифрованное в сказку послание Гофмана потомкам: такое может случиться в любом местечке на карте. И если бы еще все становилось на свои места, когда выдергиваешь эти три проклятых золотых волосинки...