Больше рецензий

9 апреля 2024 г. 21:23

124

4.5 Спойлер Пластмассовый мир победил

Посмотрев фильм, я думала, что в целом все ясно и книгу читать не планировала, однако в зацепил кусок текста из цитаты книжного блогера, и решила, что текст и сам стиль все-таки стоят того, чтобы это прочитать, и по итогу не смотря на то, что около трети книги занимают перечисления брендов и всякое такое, по итогу это был опыт, который действительно того стоит.

Ты действительно в буквальном смысле находишься в голове психопата, т.е. человека, который по биологическим причинам не способен на глубокие чувства и по сути даже не понимает, что с ним что-то не так. Отсюда паталогическое внимание к мелочам, к себе самому, к жизни по алгоритмам. Он как бы робот, чужой, он как бы понимает это и строит себя по крупинкам из каких-то понятных элементов, чтобы вливаться в социум: одеваться так-то, улыбаться так-то, говорить то-то, все - сплошная условность, и ощущение внутренней пустоты, которую невозможно забить внешней бутафорией, но и культурным содержанием ты тоже не можешь ее забить, ведь ты психопат, не способный ни на чувства к другому человеку, ни на чувства прекрасного.

Но самая ирония в том, что все остальные люди, которые не-психопаты, по сути так же паталогически больны: целый мир бездушных роботов, в котором ничего не меняется, если заменить любого человека на любого другого. Конечно, мы не знаем, так ли это в действительности или только в больной голове Бейтмана, который воспринимает все через собственную призму. Но вероятно автор именно это и хотел показать - карикатурный мир, в котором правят истинные или ложные психопаты, однотипные незнакомцы, и все люди претворяются таковыми вне зависимости, хотят они этого или нет, а дальше вынуждены топить собственную пустоту и одиночество в наркотиках и разгуле.

Дальше идет череда извращенных убийств, про которые мы так никогда и не узнаем - что из этого было на самом деле и было ли, а что лишь больные фантазии главного героя. Сюр и гротеск. Мы так и не узнаем, умер ли все-таки Пол Оуэн, и автор просто восхитительно делает эту неоднозначность - с одной стороны общество, готовое замалчивать что угодно, лишь бы на него не падала тень, с другой стороны Оуэна видели в Лондоне, да-да с ним два раза обедал человек, который в той же сцене, в которой говорит это, два раза путает Бейтмана с двумя разными другими людьми.

Роман читается довольно легко, если читать перечисления брендов по диагонали. В пустых диалогах по сути вся соль, потому что они пусты так же, как все это общество, сделанное еще более пустым за счет призмы Бэйтмана, во всем это смятение бесполезности личности, которая не способна ни найти себя, ни проявить себя, ни наполнить, ни даже уничтожить.

Некоторые сцены действительно очень мерзкие, самая мерзкая пожалуй сцена, где Бэйман в наркотрипе пытается приготовить из девушки пудинг, но она просто феерично заканчивается, когда Бейтман плачет то ли от того "что его никто не любит", то ли от того "что не умеет готовить", и не может с этим определиться - меня просто порвало на этом месте, оно того стоило.

Когда после сцены погони вдруг все вернулось в свое русло, мне в какой-то момент хотелось бросить читать, но к счастью я этого не сделала, дальше все-таки начинается нарастание и приходит к кульминации пожалуй в тот момент, когда он общается со своей секретаршей и мы, как читатель, можем наконец заглянуть в глубину его пустоты и он сам тоже может, и что-то в этот момент меняется

Итого: роман мне понравился, хотя вроде ничего не предвещало, чтение затягивает вопреки мнимой скудности выразительных средств (на самом деле их довольно много) и относительную плоскость персонажей, мерзкие сцены действительно не для слабонервных, но мне было норм. Рекомендовать буду тем, кому интересно заглянуть на изнанку высоких кругов американского общества либо в голову психопата.