Больше рецензий

8 апреля 2024 г. 20:59

223

5 Тирольская баллада

Думаю, что Фейхтвангер станет открытием этого года для меня, второй роман читаю и снова в яблочко- 10 из 10. Привлекают сюжет, хороший язык, интересный исторический фон, но самое главное, близость взглядов.

Германия 30-х, Тироль 14 века - между ними не очень много общего, кроме отношения автора к героям и еврейского вопроса, который логично встретить в романе про Германию, но не совсем ожидаешь в 14 веке. Нет, евреи-то существовали, просто мало кто об этом вспоминает в художественном тексте, да еще в таком контексте (какие из них персонажи - либо прекрасная, но несчастная еврейка, либо ростовщик-злыдень). У Фейхтвангера же их линия не менее яркая, чем линия главной героини - и столь же трагичная. Более трагичная. Непрерывная череда погромов, гонений, казней, смертей. 14 век, 20-й, 21-й.

- Господи, мы так долго были избранным народом. Не пора ли выбрать другой?
- Какой же?
- Какой не жалко...

Для себя я выделяю еврейскую тему главной в романе, но фактически это не так, конечно. В красном углу - Маргарита Маульташ, графиня Тироля. О её судьбе (и даже внешности) ничего толком-то неизвестно. Общие сведения - родилась, в 11 лет выдана замуж, не пустила мужа домой с охоты, вышла замуж второй раз, отлучена от церкви вместе со вторым мужем, все дети погибли так или иначе, отдала Тироль Габсбургам, потому что надоело это всё, раз детей больше нет. Безобразность ей приписывали недоброжелатели, другие же источники утверждали что герцогиня была прекрасна, но глупа.

Портрет, прямо противоположный тому, что нарисовал Фейхтвангер.
Хотя канву известной биографии он сохранил в точности. Раскрасил подробностями, чувствами, страхами и надеждами.
Добавил немного фольклорной мистики - маленькие хранители Тироля (гномы, альвы, эльфы?) любили герцогиню, благоволили ей.
А еще история женщины не бывает полной без любви. К сожалению, внешность здесь играет важную роль, так что Маргарите в романе не особо повезло. То, что по всем законам бытия должно было принадлежать герцогине (мужчины, сын, власть, земли и признание народа), забрала себе глупенькая, пустая и злая Агнесса. Красивая, как ангел. Кто поверит, что ангел в чём-то виноват, что сердце у него чёрное и грязное. Даже после смерти прекрасная Агнесса правит бал. И как же хорошо автору удалось показать, что уродлива именно она, красавица. Горечь от этой истории не проходит. И в чем-то она повторяет еврейскую линию - то же игнорирование внутреннего за счет приоритета ошибочных внешних стереотипов.

Странно читать в аннотации, что роман назван "забавно-пикантным", абсолютно не вяжутся у меня эти слова с трагизмом происходящего. Забавного в жизни Маргариты была не так уж много - разве что встречи с альвами. Но они точно теряются на историческом фоне, которым богат роман. Габсбургов, Люксембургов, Баварцев и прочих карлов без бочонка хорошего вина не разберёшь. Хотела бы я сказать, что въехала во все интриги делёжки власти и земель, но это не так. Зато отлично уловила, что выигрывают те, кто привечает евреев, а не наоборот. Ну да, кто о чем, а я всё о своём.

В общем и целом в романе всё интересно! История, страхи, интриги, любовь и ревность, Мендель Гирш, Маргарита, Тироль. И идея о том, что настоящая красота - в сердце и голове.