Больше рецензий

varvarra

Эксперт

с синдромом самозванца

5 апреля 2024 г. 19:11

187

5 "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24: 42)

В этой повести Борис Акунин передает привет Умберто Эко. Мне было интересно выискивать стилистические и сюжетные зацепки, бросающие намек на "Имя розы". Их было немало. Само действие разворачивается в России, но чтобы приблизить атмосферу к таинственно-монастырской, автор забрасывает героя (Фандорин фигурирует под фамилией Кузнецов) в глубинку, где процветает старообрядчество, в рядах которого встречаются фанатики, готовые к самосожжению или самозакапыванию во имя спасения.
Цель экспедиции - перепись населения. (Чем не повод объявить очередной Конец Света?) Важное дело поручено главному уездному статистику Алоизию Степановичу Кохановскому, помощником у него ссыльный Лев Сократович Крыжов, пользующийся уважением и доверием старообрядцев. Позже к компании, в которой, конечно же, Эраст Петрович с Масой, добавляются урядник Одинцов, известный петербургский психиатр Шешулин, вологодский промышленник Евпатьев, отец Викентий с дьяконом Варнавой, старообрядка Кирилла с поводыркой... Целый поезд составился из зимних повозок.
Начинался поход переписчиков от деревни Денисьево, где и произошел первый случай семейного самоубийства. Продвижение по маршруту сопровождалось новыми фанатичными суицидами да и самих статистиков чуть не сожгли заживо. Урядник Одинцов поделился опасениями с Фандориным: "Ходит кругами какой-то бес, ловит души. Будут и ещё мёртвые, если вовремя черта этого не выловить". Доктор Шешулин подтвердил подозрения: "Если не принять меры, возможна психогенная эпидемия с человеческими жертвами"...
Основное действие разворачивается в Богомилово, где проживают писчики, переписывающие старинные книги - тетради с молитвами, жития святых (явный привет Умберто Эко). Здесь поезд распадается, а его участники растекаются, направляясь в разные деревни и скиты. Эраст Петрович наконец-то догадывается, что "сеятель эпидемии" был среди них, но кто из многих? Вычислить этого беса оказалось не так просто...

О том, что история будет страшной, Борис Акунин предупреждает в первых строчках повести. Она вылилась в один из трех повторяющихся ночных кошмаров, преследовавших Фандорина год за годом. Описание сна прилагалось, так что можно заранее представить, с чем предстоит встретиться героям.

Несмотря на то, что повесть получилась узнаваема (с учетом стилизации на "Имя розы" Умберто Эко), чисто акунинский стиль тоже присутствует. Да и главный герой цикла не забывает цитировать древнего китайского мудреца: "Когда благородный муж сделал всё, что в его силах, он доверяется судьбе", а Маса соблазнять красивых девок. Особенно удачным у Акунина получился момент прочтения отрывка из "Видения старца Амвросия", со спрятанным внутри ключом-пророчеством (ключевой момент!), которое кое-кто принял за инструкцию к действию...

Несмотря на то, что в Библии прямым текстом говорится: "О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один" (Мф. 24: 36), и Христос наставляет учеников: "Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет" (Мф. 24: 42), люди во все столетия после Рождества Христова, пытаются определить дату конца света, вместо того, чтобы вести достойный образ жизни независимо от сроков и предсказаний. Борису Акунину удалось прекрасно продемонстрировать каким образом зарождаются волнения, чтобы распространиться среди верующих подобно эпидемии.

Книга прочитана в игре 5В3Т.