Больше рецензий

MarinaK

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 ноября 2009 г. 19:43

137

5

О массовости и элитарности литературы принято спорить. Кто из нас, читая детективы, любовные романы пр., не задумывался: "Зачем я это делаю? У меня что слишком много свободного времени?" И всё-таки рука тянется к заветному чтиву, несмотря на то, что иногда стесняешься даже самому себе в этом признаться.

Автор, пытаясь объяснить феномен поулярности подобного рода литературы, обращается к истории её возникновения: историям о Нате Пинкертоне, произведениям Арцыбашева и др. Причём подробно исследуется поэтика таких произведений, описывается их восприятие современниками авторов, критиками, литературоведами.

Из учебного пособия действительно узнаёшь много нового: то, что Честертон написал статью "В защиту детективной литературы", где объяснял, что это единственный жанр, выражающий "ощущение поэзии современной жизни"; что массовая литература, по исследованиям психологов, интересна читателю иллюзией документальности, которая отражается буквально во всём (названиях журналов, заголовках газет...) , таким образом читатель включает и себя в сюжет произведения; что массовая литература активно эксплуатирует классику.

Черняк показывает схематичность таких произведений и даже демонстрирует на конкретных примерах работу этих схем.

Заканчивается книга парадоксальным утверждением М. Фрая: "Интеллектуал, теребящий "Маятник Фуко", и среднестатистический лох, уткнувшийся в очередной роман о "Бешеном" ... похожи. ...Эти двое действительно почти близнецы, они в одной лодке" А так ли это на самом деле? Решай сам, Читатель!