Больше рецензий

4 апреля 2024 г. 21:58

92

5

Одноимённый сериал, показанный по ТВ, вызвал снова интерес к творчеству одного из моих любимых авторов — Бориса Васильева
Повесть легла лишь в основу сериала, в киноверсии история героини далека от оригинала, но первоначальная задумка автора сохранена.

Васильев в своём творчестве очень много посвятил теме женщин на войне.
Писатель одним из первых поднял эту тему, он сам видел, как тяжело приходилось женщинам участвовать в военных действиях, и всегда считал, что им там не место. По его мнению место женщины в тылу, в госпиталях – лечить и утешать раненых, выходить замуж, рожать и поднимать детей.

"Война – мужское занятие: она вскрывала в тебе мужские черты, тщательно пряча женские. Нет, не у всех конечно: медперсонала это не касалось, там как раз иное ценилось, подчеркнуто женское, милосердное, сострадательное. Но когда тебе самой убивать приходится, тут уж не до сострадания. Тут мужской закон действует, древний как само человечество: убей или убьют тебя... И все, все вокруг было направлено к исполнению этого закона: все решительно: грубость, жестокость, воля, трезвость, грохот, рев, пахота, дым...".

В повести "Неопалимая купина" Васильев показал жизнь женщины после войны, женщину которая "обучена воевать, а не рожать". Но в мирное время "командиры в юбках" не нужны.

Главная героиня Антонина Иваньшина возвращается с войны огрубевшей, потерявшей женственность. Она пережила ранения, контузии, инсульт и за участие в боях имеет награды. Война забрала её любимого  мужчину и не родившегося ребёнка.
Личная жизнь так не сложилась, Антонина вся уходит в учёбу, в работу. Единственной семьёй для неё становятся — девочки-студентки, которые живут у нее от поступления и до выпуска. Им она заменяет родных матерей.
На этом я, пожалуй, завершу пересказывать краткое содержание повести, поскольку больше всего хочу порассуждать почему Васильеву выбрал ветхозаветный образ для названия своего произведения.

Итак, есть такая икона "Неопалимая купина", она изображает Библейский сюжет о Моисее.
«И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает» (Исх. 3: 2).
Считается, что это видение было прообразом Богоматери. Икона Неопалимая купина считается одной из самых сложных по композиции и толкованию образов, заключенных в ней. На иконе Неопалимая купина Богородица изображена вместе с горящим кустом, который когда-то увидел Моисей.

В IV в. на иконе изображали горящий куст, а внутри него — образ Богородицы.
Именно этот образ Неопалимой купины был известен на Руси, его привозили в наши края монахи-паломники.
В VI в. во времена правления Ивана Грозного у иконы Неопалимая купина появились новые детали. В те времена в состав Руси вошли Сибирь, Астрахань, Казань... Она стала крупнейшей мировой державой и одним из центров православия. Именно в это время, в период правления митрополита Макария, образ перерабатывается. Туда, кроме сюжета о несгорающем кусте, добавляются несколько богословских текстов.
Неопалимая купина становится акафистной иконой. Иконой, призванной прославить Деву Мария. Новая идея Неопалимой купины заключается в том, что Богоматерь собирает вокруг себя весь мир — небо и землю, стихию и силы природы.

После краткой исторической справки об иконе, возвращаюсь к названию повести.
На мой взгляд, смысл названия повести глубже, чем просто несгораемый терновый куст.
Богородица – великая молитвенница и духовная Матерь христиан. Господь на кресте объявил Богородицу Матерью возлюбленного ученика, а в нем и всего обновленного человечества.

«Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе (Ин 19:26-27)».

Так и свою героиню Васильев наделяет некоторыми качествами Богородицы.
Дева Мария на Голгофе пережила смерть своего Сына, видела Его крестные страдания, но стала заступницей всех людей перед Богом.
Женщина-фронтовик видела смерть, потеряла в той страшной войне все, включая свое женское начало. Но не очерствела, не стала равнодушной к чужим горестям. Она нашла свое предназначение в мирной жизни, помогая другим, разделяя их горести и беды.

"Беззаветно щедра не вследствие контузии, а потому, что фронт научил ее ценить только абсолютные ценности на всю оставшуюся жизнь".

Идея названия, на мой скромный взгляд, в стремлении показать все лучшее на что способен человек, а именно — женщина. А образ Богородицы  — это идеальный женский образ.