Больше рецензий

4 апреля 2024 г. 08:15

99

4

Еще один фантастический роман Бэнкса не про "Культуру". Эту книгу не назовешь легкой, от читателя требуется как минимум удерживать в уме нелинейную структуру повествования и роли персонажей. И эту книгу не назовешь блестящей - вот, как мне кажется, почему. Идея, положенная в основу - бесконечное множество миров и некоторые люди, умеющие перемещаться между ними - была великолепно использована еще Желязны в "Хрониках Амбера". Бэнкс плотно привязал повествование к вехам нашего времени - падению берлинской стены, атаке на башни-близнецы и началу биржевого краха в США, и, самое главное, к образу мысли современников (за это отвечает циничный Эдриан). Оммажем Желязны кажется и пациент 8262 - ведь именно с пребывания в психушки начинаются "Девять принцев в Янтаре". Данью времени мне кажется и конспирологическая теория, реализовавшаяся в мире произведения - всем правят члены Центрального совета Надзора - загадочной организации с неявными целями. Плохая новость в том, что столь масштабное по замыслу полотно воплощено не в две пенталогии, как у Желязны, а всего в одном недлинном романе. И от этого текст кажется пунктирным, обрывочным, как бы лучом фонаря, высвечивающим лишь часть большой картины. Возможно, поэтому у книги относительно низкий рейтинг.
У переводчика было сложная задача - речь Бисквитин, в оригинале, несомненно полна аллюзий и смысла. Бынкс не был бы Бэнксом, если бы не преподнес читателю загадку относительно роли питчера в истории и личностей мадам д'Ортолан и миссис Малверхил. Мне кажется, что я ее разгадал, но спойлерить не буду. В общем книга для любителей интеллектуальной фантастики с большим запасом терпения и любви к Бэнксу.