Больше рецензий

2 апреля 2024 г. 15:59

105

3 Спойлер Супер(герои)злодеи и семейные ценности

В какой-то момент времени супергеройский жанр пережил очередной ренессанс, очередное падение и нечто новое - внезапное перерождение в деконструкцию, когда среди авторов стало модно показывать, что сверхсилы человеческую природу не только не меняют в лучшую сторону, но даже напротив - подсвечивают всё то, что обычно человек прячет по глубинам души. Есть ощущение, что Сандерсон и Болс решили запрыгнуть в этот поезд на фоне дичайшего успеха экранизации "Пацанов", но никто из них не является профессиональным художником, чтобы нарисовать комикс, так что в результате получился роман. Обычный, не графический.
А зря.
В качестве него "Люкс" был бы сильное более органичен.

Местный лор выглядит странным - лоскутным и противоречивым внутри самого себя. То есть, основная идея понятна: авторы хотели, чтобы в мире было полно злых супергероев, носящих здесь название эпиков, и эти эпики метались по Земле, кошмаря местное население. В качестве объяснения, а почему так, используется меметичное "потому что", и вот здесь начинаются проблемы. По включениям в эфир от Живосила можно смутно предположить, что способности эпиков связаны не только с тем, что Напасть их изменила, но с тем, что Напасть в них что-то засовывает - то ли ментального паразита, то ли слепок сознания какого-то древнего ктулху из далёкого космоса, это пока даже не так важно.
Но куда делись эти сущности из других эпиков? Или их не было, и такой особенный только Живосил? Тогда что превращает остальных в поехавших психопатов, неужели только сам факт того, что они теперь могут быстро бегать или летать? Звучит странно - тот же Изнуриш показан психологически вполне обычным человеком, правда, запуганным. А почему тогда никто из тех эпиков, у которых просто проявились способности, не встал на сторону людей? Неужели из них никто не был настолько же зубодробительно благороден, как Пейдж? Кажется статистически маловероятным, что способности отсыпали только моральным уродам, потому что это в лоре никак не обговорено.
Скромно умолчим, что не может быть, чтобы серьёзные люди из разнообразных органов госбезопасности не узнали про существование живого подавителя вроде Изнуриша и не наделали из него мотиваторов с отключением способностей на всех буйных.
Так как же сработало обрушение цивилизации из-за стада мутантов? А вот сработало.

Сюжет прост и даже не элегантен: после того, как случилась звезда Напасть, которую так и хочется назвать Полынью, а мир от людей со сверхспособностями развалился, организовался посреди этого всего клуб по интересам, который мстит сверхспособным и медленно их выпиливает из окружающего мира. Интересно, кстати, и это тоже никак не объясняется в книгах - а вот новые эпики взамен вмерших, они появляются? Или Напасть один раз баффнула их в случайном порядке, а дальше как хотите, так и поддерживайте свою численность? А что будет, если все помрут в междоусобных разборках, как очень стараются сделать?
Ну да ладно.
В общем, клуб по интересам узнаёт о существовании летающего города по имени Люкс, в котором сидят очень сильные эпики, и про то, что этот Люкс занимается мародёрством, после чего преисполняются решимости его уничтожить. Собственно, это всё - книга сосредоточена на том, какими же способами мстители будут достигать своей благородной цели.

Персонажи приторностью идеализма сильно раздражают, настолько топорная дихотомия добра и зла уже в восьмидесятые в комиксах считалась ну не то, чтобы адекватным сценарным решением.
Всю дорогу особенно сильно надоедала Пейдж, в которую авторы собрали всё худшее, что предлагают условности жанра: она самая сильная, смелая, умная, красивая, талантливая, удачливая, невероятно-потрясающе-великолепная в любой области, вдобавок благородный паладин с высокими моральными нормами и бесконечным идеалистическим нытьём, которое на поверку оказывается банальной глупостью и неспособностью хоть на два шага предсказывать последствия своих действий. Я очень надеялась, что в конце концов её утопят в океане, чем обеспечат Джексу повод для мести и страдания, но, к сожалению, не случилось.
Более того, авторы замкнули на неё всё повествование, что как-то тоже не вызывает у меня большого интереса.
Остальных персонажей я просто не запомнила, потому что кроме своих функций "хакер", "подрывник", "мальчик для битья и согласия с Пейдж" они никакой роли не играют, и только Хершел из них всех как-то местами дружит с головой. Злодеи туда же, хотя вот Живосилу попытались прикрутить хоть какую-то мотивацию - создам, мол, свой прекрасный Эдем, где все будут жить в мире и благости. Но все мы знаем, чем заканчивается каждая такая идея - как правило, тем, что у идейного вдохновителя начисто съезжает крыша.
Она и съехала.

Повествование очень нагружено разнообразным экшоном из стрельбы, взломов и беготни по коридорам. Бесконечно умиляет, как воздаятели на коленке в течение трёх часов могут сделать оружие из куска чужой ДНК, загнав кусок волос в специальную металлическую коробочку, а главгад местного зоопарка за такое же нелепое время вдруг разбирается, как смешивать реактивы в пробирке и прицепить к себе чужие способности. Да чистые комиксы же! Просто в комиксах эту условность признаёшь как жанровую особенность, а от книги, даже про сверхлюдей, которых покусали инопланетяне из далёкого космоса, всё-таки хочется хоть какую-то попытку состыковать действие со здравым смыслом.
С другой стороны, если не пытаться искать в этом логику, а просто мчаться на волнах феерии с бравыми приключенцами, то оно и неплохо. Бодро, весело, с обязательным привкусом героического спасения мира.

Моя проблема в том, что мне именно этот героизм с приторным идеализмом и не понравился, потому что вышла по итогу какая-то деконструкция для самых маленьких, когда просто полюса местами поменяли. Это уже неоднократно проворачивали в какой-нибудь "Injustice", где вчерашние герои дружно отъезжали на тёмную сторону силы. Чем лично мне нравятся те же "Пацаны", так это тем, что никто там не притворяется паладином в белом пальто, и любому наблюдателю понятно, что уроды находятся с любой из сторон. И это справедливо, потому что можно объяснить убийства поехавших суперов железной необходимостью защиты человечества, но для чего при этом ныть "а мы не такие, мы хорошие" - вот это, конечно, загадка.
Да такие же вы, такие же. Все оправдания - бессмысленное лицемерие.

Ну и, конечно, меня безумно раздражало повествование от первого лица, которое я просто терпеть не могу, и здесь оно было вообще ни к месту. Глубины ОБВМ главного героя мне оказались абсолютно не близки, а его романтические страдания наводили только бесконечную тоску. Вот тут история прямо сильно бы, как мне кажется, выиграла, если бы рассказали её нормально, от третьего, убрав к чёртовой матери всё бесконечное нытьё "как же я несчастен, как же мне плохо, как же мир меня не любит".
И ещё куча цитат в стиле Торетто про ценность семьи.
Божечки-кошечки, не книга, а набор мемов из массовой культуры. Постмодерн, который мы не хотели, но который нам дали, все дела.

В целом же, ну, это читабельно, вполне себе развлечение на пару дней. (Вернее, слушабельно, насколько я понимаю, текстового издания пока не существует, кроме фанатских переводов.) Такая себе деконструкция супергероики с возрастным ограничением 12+.
Но, ИМХО, если возраст и нервная система позволяют, лучше почитать "Пацанов". Темы те же, а изложены куда более продуманно, да и лор от любого вопроса "почему" по сторонам не расползается.