Больше рецензий

1 апреля 2024 г. 14:23

107

5 Печальная история молодого повесы

Сюжет романа нужно воспринимать через призму иронии.

В книге два центральных героя: юноша Фарбицио и его родная тетя герцогиня Джина. Про их приключения, которые, как сам Стендаль описывает, несут сомнительную мораль, мы и читаем.

Если отринуть политическую сатиру, которая уже неактуальна, то перед нами история взросления Фабрицио. В первой половине романа он безответственный повеса, который делает сумасбродные поступки, после которых обычно скрывается инкогнито и ждет, пока тетя Джина с мужем исправят ситуацию деньгами и влиянием.

Для себя выделила такую мораль истории: если кто-то руководит твоей жизнью и покрывает все косяки, даже достаточно серьезные (убийство человека, например), то этот кто-то будет решать за тебя и дальше. Так случилось и с Фабрицио, который из-за эгоистичных чувств тетки лишился шанса жениться на любимой девушке Клелии. Единственный плюс этой ситуации: Фабрицио несколько морально вырос, настрадался, стал работать, но был уже слишком душой привязан к Клелии и не смог ее забыть. Та вышла замуж за другого, и их тайная связь с Клелией в итоге вылилась в череду трагических событий, которые показывают, насколько все-таки Фабрицио остался эгоистичным по отношению к близким. Концовка у него заслуженная.

По сути, мы имеем дело с сатирой на королевский двор: сумасбродный принц-тиран, министры-лизоблюды, при дворе все покупается и продается. Тетя Джина вертит принцем и министрами, но гиперопека (на уровне уже инцеста) над Фабрицио заставляет ее крутиться ужом и доставать деньги, чтобы дорогой Фабрицио был спасен от тюрьмы или объятий очередной любовницы.

Характеры персонажей можно долго раскрывать, и, действительно, поступков сомнительной морали здесь хватает. В целом, если отринуть политическую повестку, то можно воспринимать «Пармскую обитель», как любовную драму, а потом уже как сатиру на общественный строй.

Источник