Больше рецензий

30 марта 2024 г. 13:25

229

4 Спойлер История без счастливого конца или сочувствие на 700 страниц

Вторая книга из великого Пятикнижия Фёдора Михайловича оказалась у меня в руках случайно и ждала своего часа 2 года.

Главный герой - Лев Николаевич Мышкин бесконечно добрый, в какой-то степени блаженный человек со светлыми помыслами, желающий помочь всем и каждому, защитить, помирить, извиниться перед обидчиком и даже дать ему денег!

Чем старше мы становимся, тем сильнее правда жизни бьёт нам в лицо своей несправедливостью и жестокостью.
В детских сказках добро побеждает зло, и мы привыкаем к двум условностям, разделяя чёткое добро от чёткого зла. Но с возрастом осознаешь, что эти антонимы неразрывно связаны и находятся в постоянном симбиозе между собой, принимая обличие друг друга.

Лев Николаевич жил по христианским понятиям и хотел помочь всем и каждому. После лечения от эпилепсии в Швейцарии, он вернулся в родную Россиию, где первым встретил своего будущего рокового товарища Парфена Рогожина. С того и начались приключения Мышкина, его дела дружные и сердечные.

Первые люди, с которыми он встретился и стали основными действующими лицами романа.
Каждый персонаж по-своему уникален по характеру и поведению в отношении князя.

Прошло уже столько лет, сменилось столько поколений, а пороки, ложь и отношения людей какими были, такими и остались.

Роковая женщина - Настасья Филипповна Барашкова - невероятной красоты девушка, портрет которой свёл с ума Мышкина. Читатель может её полюбить или возненавидеть. Для одного - она заблудшая душа, наполненная гордостью и тщеславием, но с сердцем и надеждами, которые заточены глубоко в её душе. Для другого - это невыносимый ураган, причина сумасшествия Рогожина и душевной муки князя. На ум приходит известная фраза из фильма "Её преступление - её красота! ". И это действительно так.

Князь решил стать спасателем для Настасьи Филипповны, та же, в свою очередь, устроила эмоциональные качели Рогожину и князю. Первый любил её до сумасшествия, второй из жалости. Первый вонзил нож в её сердце, второй тщетно пытался спасти и подарить ей покой.

Из семейства Епанчиных особенно выделяются такие персонажи, как Лизавета Прокофьевна, на словах порой резкая, но сердцем добрая и способная к сочувствию. Князь называл её ребёнком и действительно, она, порой, противоречила сама себе. С вечера могла быть зла на князя, а на следующий день уж и следа от обиды не было. Трепетно относилась она к своей младшей дочери Аглае - ведь та была точной копией матери.

При сильной любви и привязанности Аглая говорила князю в лицо исключительно обидные слова.
Сначала мне было сложно понять Аглаю. Чего она хочет? Почему играет с чувствами и противоречит самой себе? Но конец книги дал мне ответы на все вопросы, и я прониклась этой героиней, прочувствовала её боль.

Один из самых тяжёлых моментов, когда перед князем встали Аглая и Настасья Филипповна, чтобы тот сделал свой выбор. Когда Лев Николаевич подхватил, упавшую в обморок Барашкову, всё стало ясно. Моё сердце сжалось и я ощутила всю ту боль, что испытала Аглая, когда заслонила лицо руками и вскрикнула. Безумно жаль этот лучик света, но и ему суждено было погаснуть далеко в Польше под влиянием мужа-самозванца и пастора католической церкви.

Коля Иволгин - бойкий юноша с добрым сердцем и благими намерениями. Как приятно мне было читать о нём и его добрых поступках, между пьянством, лицемерием и ложью персонажей. Коля стал верным соратником для князя. Два добрых сердца нашли контакт и стали друг другу друзьями. Выходки отца, генерала Иволгина, доводили  всё семейство до слез и скандалов, но внезапная его смерть отразилась на Коле напрямую. Страшно поразило его это событие, поразило и вместе с тем открыло новые просторы для размышлений и расширения границ восприятия жизни.

" Благими намерениями вымощена дорога в ад". Мне кажется, отчасти, эта фраза будет уместна здесь. Князь вернулся в Россию с самыми светлыми намерениями, а повстречав наших героев, решил, что сможет им помочь, всем и каждому, кому словом, кому делом. Но как бы он не старался, люди слишком сильно погрязли в своих пороках и чувствах. Слишком грешны мы, чтобы допустить нас к чему-то великому и возвышенному. Потому, все попытки князя помочь, сделать доброе дело, по сути, обернулись неудачей. Кто знает, быть может, если бы он не приехал в Россию, не погибла бы Настасья Филипповна, не уехала Аглая, не умер генерал Иволгин, и многого бы ещё не случилось...

Сам же этот светлый человек отдал все силы, пытаясь исправить чужие пороки, за что в итоге и поплатился своим разумом и здоровьем. Конец Льва Николаевича печален. Пророческим оказалось то самое стихотворение о бедном рыцаре. Здесь уместны строки:
" возвратясь в свой замок дальний,
жил он строго заключён,
всё безмолвный, всё печальный,
как безумец умер он."
В книге не описана смерть князя, речи о ней и не шло. Но эти строки говорят о смерти духа и веры. Снаружи он остался жив, но внутри он погиб. Болезнь снова вернулась, и частицы светлого ясного ума канули в небытие.

Помимо основного сюжета, конечно, здесь косвенно упоминаются и другие серьёзные вечные темы. Грань между жизнью и смертью заключённого, приговорённого к казни человека, которого оправдали и оставили в живых.

Несчастная девушка Мэри, которую совратил и обманул мужчина, бросив её на суд всей деревни. Поразило меня, какими жестокими могут быть люди из-за обычаев и традиций, принятых в обществе, даже несмотря на всю трагичность ситуации, бедную девушку никто не пустил к себе и она была вынуждена искать укрытия среди пасущихся коров и питаться объедками.

Речь о самых обычных людях, которые нужны лишь для массовки, скажем, так, подавляющее большинство. Как понять, действительно ли мы особенные или же просто обычные люди, пытающиеся казаться таковыми?

Социализм, либерализм, католицизм, атеизм и многое другое - предмет размышлений и рассказов Льва Николаевича, порой для вовсе неблагодарной публики.

Я ставлю 4 звезды книге лишь за то, что читается она не так уж просто и быстро, как обычный рядовой роман о любви или детектив. И конечно же сам осадок после прочтения всё ещё будет заставлять меня грустить некоторое время, ибо я желаю совсем другой судьбы вышеописанным героям, в особенности нашему дорогому князю Льву Николаевичу.

Ветка комментариев


Роковая женщина - Настасья Филипповна Барашкова - невероятной красоты девушка, портрет которой свёл с ума Мышкина. Читатель может её полюбить или возненавидеть. Для одного - она заблудшая душа, наполненная гордостью и тщеславием, но с сердцем и надеждами, которые заточены глубоко в её душе. Для другого - это невыносимый ураган, причина сумасшествия Рогожина и душевной муки князя. На ум приходит известная фраза из фильма "Её преступление - её красота! ". И это действительно так.

Не находите, что все характеристики верны, но есть ещё что-то - объективные факторы, объясняющие (как минимум в значительно мере) ее поведение?

Я вот никогда не считал адекватным описание "роковая", хотя к образу Настасьи Филипповны оно применяется регулярно. В русской литературе НФБ почти кодификатор тропа. Тем самым комментаторы и критики подчеркивают, что молодая женщина радикально влияла на жизнь разных людей, сводила с ума, "устраивала эмоциональные качели". С другой стороны в ее судьбе чуть ли не каждый мужчина, исходя из этого определения, был роковым - начиная с Афанасия Тоцкого, сломавшего девушке психику, заканчивая Парфеном Рогожиным, воткнувшим в нее нож. И даже не очень харизматичные Ганя Иволгин и его семья сыграли в ее судьбе важную (и, конечно, негативную) роль. И даже князь Мышкин (как вишенка на торте) изрядно дестабилизировал Настасью Филипповну, хоть и желал ей добра и единственный пытался помочь.


В первую очередь, это сильная психологическая травма. Тоцкий совратил юную девушку, неизвестно, каким образом, возможно, что даже взял её силой, а это влечёт за собой новые последствия для её психики и мировоззрения. Сначала он завладел доверием юной девушки, поселил надежду, потом воспользовался ей, оставил, снова приехал, желал на ней жениться да передумал и так все эти годы, до начала этой истории.

Далее, Настасья Филипповна могла занять позицию, с точки зрения которой - любой мужчина - это зло. И она решила мстить всем и каждому, кто захочет посягнуть на неё и её сердце. Она доводила Тоцкого, держала его в страхе, Иван Фёдорович, позорил ей жемчуг, а Настасья Филипповна вернула его обратно, вспомните сцену со 100 тыс. рублей, которые Рогожин принёс ей, и где они оказались после?

А вот Мышкин был не из тех, кто падок на её красоту, он разглядел в Настасье Филипповне душу! Он увидел её доброе сердце, что она не та, за кого себя выдаёт, что внутри она человечна и способна к сочувствию, но это заточено глубоко у неё внутри.

Она как раз-таки и ушла от него, потому что несла разрушение и изменить себя была не в силах. Настасья Филипповна оставила князя, сбежав к Рогожину, понимая, что князю так будет лучше, что это убережёт его от неë.