Больше рецензий

Autumnkoala

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 марта 2024 г. 10:14

260

4.5

Фредрик Бакман - шведский писатель и блогер. Впервые я с ним познакомилась, прочитав книгу «Вторая жизнь Уве», затем посмотрела фильм. Эта книга сразу запала мне в душу и навсегда в ней поселилась. Затем прочитала «Тревожные люди», которая, к сожалению, меня совсем не впечатлила и после которой я намеренно больше не искала встречи с автором. Наверное, боялась очередного разочарования.

Но так случилось, что на днях я увидела в библиотеке эту книгу и, решив, что прошло уже немало времени, взяла ее с полки. А вчера дочитала и готова поделиться своими мыслями.

В этой истории нам предстоит встреча с очень эксцентричной бабушкой и ее не менее необычной внучкой - семилетней Эльсой.

Повествование в произведении ведется от третьего лица и пространство в книге организовано в двух мирах. На поверхности мы видим наш обычный мир, в котором у Эльсы есть дом, чудаковатые соседи, школа, в которой девочке приходится учиться стоять за себя и искать в ней свое место, семья, в которой у мамы постоянно нет времени. На более глубоком уровне мы видим мир сказочный, образованный сознанием бабушки и внучки, мир, где есть принцы и принцессы, волшебные жители и существа, свой тайный язык, который понятен только посвященным. Интересно наблюдать, как эти миры сначала противопоставляются, а затем по мере того, как ребенку открываются тайны и загадки прошлого, сливаются в одну гармоничную и понятную для девочки и читателя картину.

Моментами ловила себя на мысли, что герои Бакмана это не просто персонажи, а настоящие типажи, поэтому в них чувствуется какая-то обобщенность, которую на первый взгляд можно спутать с непроработанностью. Например, образ мамы. Таких мам сотни, тысячи. Миллионы детей в ней узнают именно свою маму. Эльса. По книге ей 7 лет. А если бы автор не указал возраст, сколько можно было бы ей дать? 10? 12? А может, 14? Уж очень не по годам развитый ребенок: по-взрослому мыслит, а какие выдает перлы, как серьезно и с пониманием рассуждает о жизни. В этом образе заключены дети и подростки с их очень похожими проблемами, вопросами и извечными «почему». В своем романе автор размышляет над вечными проблемами: поколений, любви к ближнему, дружбы. Это роман об умении прощать и принимать близких такими, какие они есть, о вере в добро, о том, что в мире нет абсолютного зла и добра и у всего на свете есть причины, о том, что не всегда вещи и события являются именно такими, какими мы их хотим видеть. Иногда нужно набраться мужества, стать на сторону другого и попытаться его понять, ведь осудить всегда намного проще.

Мне эта книга оказалась близка еще тем, что в ней основной нитью проходит проблема связи поколений женщин. В отношениях мамы, бабушки и Эльсы я узнавала себя маленькую. В детстве мне так же не хватало мамы, ведь она постоянно работала, а дома занималась хозяйством. И я так же как и эта маленькая девочка бунтовала, спорила, обижалась. Только в отличие от героини книги разговор с мамой у меня произошел во взрослой жизни, когда у меня самой уже появились дети.

А с бабушками так и не состоялся.

На последних страницах книги я как будто вместе с Эльсой прожила прощание с близким и очень родным человеком, услышала такие важные для меня слова, которые мне не довелось услышать и которые, как оказалось, мне были очень нужны.

После прочтения мне очень захотелось обнять своих родителей и детей и сказать им как сильно я их люблю.