Больше рецензий

25 марта 2024 г. 10:59

53

3

Удивительное дело, но эта книга полностью соответствует своему названию - автор описывает повседневную жизнь микенской Греции времен Троянской войны (13 век до н.э.). В книге автор - известный французский археолог и историк античности - рассказывает практически обо всем понемногу - о географии, устройстве общества, профессиях, восприятии мира, пище, культах, войне (как было устроено войско, как велись войны, была организована логистика, кто такие были герои), типах жилища, сельскохозяйственных культурах, торговых и военных судах. Книга написана очень простым и доступным языком. Автор рисует мир, в котором доминируют цитадели, сильная централизованная власть и стратифицированное общество, мир частых войн, неопределенности и высоких рисков для всех его жителей. Очень интересно он трактует героев древнегреческого эпоса и трагедий - как изгоев, партизан, предводителей шаек и грабителей, которые, совершив подвиги, могли выделиться из общей массы и завоевать признание народа, сторонников и даже царство. Говоря об обычаях, культах, ежедневных практиках, автор приводит сравнения с современной жизнью населения тех же островов, сохранившими некоторые из тех обычаев, которым уже более трех тысяч лет.
Казалось бы, ну что еще можно желать заинтересованному читателю? Меня поначалу очень напрягал пафосный язык автора и перекос в популярное изложение в ущерб научности. Наверное, для кого-то это может стать плюсом, но мне хотелось бы понимать, что из излагаемых воззрений автора носит дискуссионный характер, а таких вопросов, вероятно, должно быть немало (судя по другой литературе на ту же тему, которую я читала). Очень сильно раздражало, что автор в некоторых случаях не излагает существо своей гипотезы, а просто бросает ею в читателя в виде вопроса "а не потому ли это?". Ну и, наконец, внутренние противоречия в книге тоже обращают на себя внимание. В самом начале автор говорит, что может быть что упоминаемые в египетских текстах "те, кто живет на островах среди Великой Зелени" - обитатели дельты Нила, а не островов Средиземного моря (опять же, не сильно озадачивая себя аргументами сторон), а в конце книге, в главе "люди моря" вполне себе пользуется традиционной версией.