Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

23 сентября 2014 г. 15:12

677

5

Когда вместе собирается блестящая компания из авторов исторических детективов, которые базируют свои сюжеты не только на фантазиях, но и на исторических событиях, причем выписывая именно так, как было в тот исторический период, в который они помещают свой рассказ, то ждёшь чего-то особенного от коллективного труда. Но здесь ничего из ряда вон выдающегося не получилось. Зато получилось интересно, не нагружено и не заумно, достаточно динамично, с чудесной интригой и даже мистической ноткой. Для того, чтобы убрать излишнюю пресность.

Это и коллективный, и индивидуальный труд. Одна идея, одна вещь, но разное время, разные герои и разные истории. Авторы, написав интригующий пролог и задав вектор, далее пишут каждый свою небольшую историю, которая объединена с остальными единой идеей и жанром. В итоге новеллы складываются в один интересный роман, действие которого начинается во время взятия Иерусалима в июле 1100 года и заканчивается (а точнее не заканчивается, финал в какой-то степени остается открытым) в Лондоне в 2005-ом. И всё время, двигаясь во времени и в пространстве, авторы как будто передают эстафетную палочку друг другу.

Каждый из небольших исторических детективов связан с проклятой реликвией, из-за которой в разные века разгорается весь сыр-бор. Встречаемся мы с ней сразу после взятия Иерусалима и резни в храмах и мечетях. Именно тогда смертельно раненный хранитель-араб проклинает частицу Креста Христова, таким образом отплатив христианам за убийство его семьи и лишение жизни его самого. Его, который всю жизнь охранял священную реликвию и служил христианам. Теперь каждый, кто дотронется до частицы, будет вынужден хранить её до самой смерти или же умереть, как только расстанется с ней.

Далее действие переносится в Девоншир, где, собственно, и начинается детективная линия. Нас ждёт первый сюжет. Действие разворачивается в 1194 года во время правления Ричарда Львиное Сердце. Мы встречаемся с коробейником, который думал, что ему посчастливилось приобрести во Франции по-настоящему драгоценную вещь, и рассчитывал выгодно её продать. Но вышло всё странно и страшно. Читатель начинает убеждаться, что проклятие реально действует. Что смерти, случившиеся в Иерусалиме не случайны. Реликвию крадут, следует череда убийств и расследование, а реликвия обретает нового хранителя.
Таким же образом строятся и остальные новеллы. Реликвия путешествует по Англии, попадая из одних рук в другие, впутывая все больше людей как простых, так и могущественных. В разное время в повествовании появляются простые крестьяне, разбойники, рыцари-тамплиеры, монахи доминиканцы и францисканцы, аббаты, масоны, хранители королевского покоя и прочие, прочие, прочие. В последующих новеллах иногда всплывают имена персонажей из предыдущих, и тогда есть возможность узнать об их судьбе. Каждая из частей, названных авторами актами, - как будто виток спирали, по которой развивается история проклятой реликвии. И каждый виток всё более закручен. Каждый вираж вовлекает всё больше действующих лиц.

Ближе к окончанию подкрадывается мысль о том, что, возможно, не в проклятии дело. Ну да, есть случайные смерти, но это можно было бы назвать несчастными случаями, а в основном убивают-то люди: кто-то ради корысти и наживы, кто-то из чувства долга. Однако концовка решительно намекает на то, что проклятие всё ещё действует. Мощно!

Что ещё хочется отметить, так это стиль и реалистичность. То, что книгу писали люди, в той или иной степени изучавшие историю, заметно практически сразу. Персонажи помещены в обстановку, которая соответствует тому временному периоду, в котором происходит действие. Детали интерьера, предметы быта, оружие, еда – всё соответствует эпохам. Как и мировоззрение, взгляды, влияние представителей разных классов, жизненный уклад, отношения. Трактирщик – настоящий трактирщик. Разбойник – настоящий разбойник, без робингудства и надуманной романтики. Крестоносец – рыцарь без страха и привычки думать, ибо сначала бьем и крушим, а потом разбираемся. И, кстати, очень хорошо показана истинная картина и истинные мотивы крестовых походов. О них не говорится не слова, но из описываемого становится всё ясно. Отлично передана и повседневная жизнь английских городков раннего средневековья и то, как со временем они меняются. Заодно и понимаешь, насколько мало ценилась человеческая жизнь. Смерть – не была трагедией, кроме как для самых близких. Вокруг постоянно умирали от болезней, голода, несчастных случаев, рук грабителей и завистников. Страшная истина.

Чем хороши такие детективы, так это как раз реалистичностью. Нет в них ненужной игры, как и нет переигрывания. Это не душещипательные истории, где разбойники и пираты становятся романтиками и поборниками справедливости; где рыцари благородны, чисты помыслом и душой, да и телом, как ни странно; где крестьяне задумываются о равенстве и братстве и стремятся к просвещению. Но и не «чернуха» с излишне подробными описаниями убийств, мертвых тел и ран на них. В общем, подойдет для тех, кто захочет не только прочитать интересную историю, но и погрузится в атмосферу прошлых веков, ознакомится с деталями из обыденной жизни в далеком прошлом, а также узнать кое-какие исторические факты.

Прочитано в рамках игры "Вокруг Света с... Литературным Персонажем", тур второй - ВТОРОЙ ТУР "ВОКРУГ СВЕТА С ЭРКЮЛЕМ ПУАРО"

Комментарии


А Проклятый меч и Обитель теней этого же автора - отдельные книги или все это цикл


Отдельные книги. "Проклятый меч" по задумке похож на "Реликвию", "Обитель теней" тоже про проклятие. В принципе, их можно объединить идеей, но вроде как они считаются отдельными. И всё же похожи по идее и построению сюжета.)