Больше рецензий

19 марта 2024 г. 13:37

221

5 приключение, триллер, кбиерпанк антиутопия, постапокалипсис? Да! и даже больше.

Не сказать что в этом романе затрагиваются какие-то уникальные идеи и это станет каким-то откровением, но цитируя само произведение:

"в общем, я заключил, что у этого триллера — юная-журналисточка-против-корпоративной-коррупции — есть определенный потенциал. (Призрак сэра Феликса Финча воет: «Но ведь это уже делалось сотню раз!» — как будто хоть что-нибудь могло не делаться сотню тысяч раз между Аристофаном и Эндрю Ллойд-Уэббером! Как будто искусство — это Что, а не Как!)".

Дэвид Митчелл имеет свой узнаваемый почерк и не боится экспериментов с формами и жанрами, и если вам нравится, Как он это делает — то уже не очень важно Что, хотя с Что здесь тоже все хорошо, но если вам совсем не нравится Как (например, уже читали другие работы автора), то только ради Что наверное и не стоит себя мучить, можно найти своего автора.

Что касается формы, думаю все уже знают, что это роман-матрешка, состоит из нескольких сюжетных линий, не буду расписывать подробно, структура четко разделена по главам — можно просто посмотреть содержание. Прямые связи между линиями есть — на сюжет они особо не влияют, скорее декоративные, но всех их объединяет общие смыслы, и связь по времени — развитие от прошлого к будущему.

Перед прочтением я не знал о чем это произведение, и оно было не самым простым по восприятию — мне не очень нравится эпистолярный жанр (2 сюжетные линии), антиутопии и постапокалипсис, но это не первое произведение Митчелла, которое я читаю, поэтому я дал ему шанс — втянулся, мне понравилось.
Постараюсь описать свои выводы без спойлеров и привязки к конкретным сюжетам, это удовольствие лучше получить самим. Написано увлекательно, разные герои, время, декорации, но ради чего и что их объединяет по сути? Наверное, каждый увидит что-то свое, вот, что увидел я:

Основные сквозные темы которые я смог выделить при первом (и единственном) прочтении: цикличность личностей и истории вообще, эгоизм и гуманизм, ограничение свобод, и где-то между строк тема любви и межличностных отношений.

В каждой главе автор так или иначе показывает, что стремление к исключительно личной выгоде (или выгоде малой группы) приведет к тем или иным негативным последствиям, как для самой личности, так и для общества вообще. Все мы являемся экипажем одного корабля, а корабль может успешно плыть только при слаженной работе команды, и не важно это судно в море или целая планета — в долгосрочной перспективе не возможно достичь личных интересов и счастья, не работая в т.ч. и на общее благо.

"в один прекрасный день чисто хищнический мир непременно пожрет самого себя. Да, дьявол будет забирать тех, кто позади, пока позади не окажутся те, кто был впереди. Эгоизм индивидуума уродует его душу; эгоизм рода человеческого ведет его к уничтожению."

В этой истории (а она основана на нашей) личный эгоизм людей, вера в то, что сильный ест слабого, вечная жажда потребления, приводят к возвращению рабского труда и краху цивилизации вообще и надежда остается только на цикличность истории, нового бога-революционера, и что новые люди сделают выводы и смогут построить мир иначе, по временной шкале (это примерно середина книги, не забываем про матрешку) история фактически заканчивается неким возвращением в первобытный мир на руинах былой цивилизации.

"Дикарь удовлетворяет свои потребности сейчас же. Он гол’ден, значит, будет есть. Он зол, значит, будет драться. Он разбух от семени, значит, выплеснет его в какую-ни’удь женщину. Он раб своего желания, и если желание прикажет ему, Убей, он убьет. Дикари — все равно шо хищные звери.
Цив’лизованный испытывает те же самые потребности, но он видит дальше. ... Его желание — это его раб, и если его желание к чему-то его понуждает, он скажет ему, Нет, и не подчинится, не."

Но в любом случае, сила в единстве, и, периодически, за свои интересы нужно сражаться, и быть к этому готовыми, т.к. всегда найдутся те "варвары", кто захочет забрать ваши блага себе — силой или хитростью. Возможно, войны и революции неизбежны в истории, но важно то, что нами движет — стремление к созиданию и защита этих ценностей от нападок извне или стремление к разрушению и подчинению других.

"Миролюбие, хоть и возлюблено нашим Господом, являет собой главную добродетель только в том случае, если ваши соседи разделяют ваши убеждения."

Но будущее зависит от того, что мы делаем сегодня, когда-то и борцы за свободы рабов и права женщин тоже были в меньшинстве и зачастую им приходилось страдать, а некоторые сгорали на кострах за свои идеалы. Прошлое может и превращается в миф, но важно то, во что мы верим сегодня и планируем получить завтра. И если вы в меньшинстве, это не значит, что вы обречены, каждый человек важен.

"И только хватая последние глотки воздуха перед смертью, ты поймешь, что твоя жизнь была лишь каплей в бескрайнем океане! Но что есть любой океан, как не множество капель?"

Через идею реинкарнации, я вижу идею, что всегда были и всегда будут и эгоистичные "злодеи" и альтруисты, и выдающиеся ученные и музыканты, и кто знает, может даже Мессия-революционер, если наш мир снова дойдет до этого.

Прослеживается и философские размышления на тему личной свободы и рабства вообще. Может ли рабство быть благом, или меньшим из зол.

Дэвид Митчелл умеет даже такие истории сделать увлекательными, по своему красивыми и не нудными и даже закончить в какой-то степени оптимистично. Конечно, не он первый и не он последний затрагивает эти темы, но делает он это интересно. У меня, например, периодически возникали ассоциации с песнями Lumen, пожалуй самой созвучной по смыслу будет песня "Иначе":

Я не хочу жить так же, как жил.
Господи, дай мне надежды и сил
И разбуди всех людей от кошмарного сна,
Вокруг давно всё не так и повсюду
ВОЙНА!
ВОЙНА!
ВОЙНА!

Мир как банка голодных червей:
Если хочешь быть сытым – убей!
Жрать! Спать! Ждать удачи!
Можно жить совершенно иначе!..

Вспомни детство, добрые сказки,
Открытые чувства,
Мы не трогали маски
Откровенной злобы и пофигизма...
Я не хочу, чтобы грёзы пахли деньгами.
Зачем я мечту начал лапать руками?
Я пытаюсь сбежать
От своего же цинизма...

Но как забыть о том,
Что видишь за окном...

Мир как банка голодных червей:
Если хочешь быть сытым – убей!
Жрать! Спать! Ждать удачи!
Можно жить совершенно иначе!..