Больше рецензий

Kirael

Эксперт

Эксперт по кофе, чаю и бессонным ночам

19 марта 2024 г. 07:24

54

2.5

Очень странный, очень старый, очень неудачный сборник.
Первый вопрос после прочтения - а при чем здесь мертвецы? Художественная образность и все такое, но рассказы, где мертвецы присутствуют, можно пересчитать по пальцам. А рассказов, к которым хоть как-то подходит это название - и того меньше.
Блок первый - "Криминальный магазин Альфреда Хичкока", самый нелепый. Чувствуется некоторая нота старины. Те времена, когда трава была зеленее, а напугать читателя было проще. Я развлекалась тем, что пыталась угадать сюжет по первым строчкам рассказа. Мой рекорд - рассказ "Охота". С 80% точностью пересказала все, что в дальнейшем рассказал автор по названию (а это, между прочим, одно слово!), еще 10% по первым строкам, ну и оставшиеся 10% уже на конкретные декорации. Хотя кому я вру? Я предсказала 99,9 из 100.
"Подземные миры Говарда Лавкрафта" - блок два. Ну, Лавкрафт был. Подземные миры стоят на одной полочке с мертвецами. Основной познавательный факт, что я вынесла, Лавкрафт (зачем-то) много писал в соавторстве. Авторский стиль чувствуется в каждом рассказе (кроме единственного, написанного не Лавкрафтом, но стилистика выдержана). Удивило, что не было классической хтони, все ужасы более приземленные. Но скучно все равно было. Даже классическое лавкрафтовское чувство нарастающего ужаса ощущалось очень разбавленно.
Следующий блок - "Страшные случаи Герберта ван Тала". Видимо, стоит перестать задаваться вопросом, по какой логике составитель сборника придумывал названия. В целом по блоку впечатления те же, что и выше. Но есть и прогресс. "Полночь волшебника" - первый рассказ, который мне понравился. Объективно, на четверочку, но в общей унылой массе он заискрился как бриллиант. "Первая годовщина" - не сказать, что оригинально, но если бы сборник был набит в среднем такими рассказами, на четверочку бы потянул. "Старая-престарая история" - примерно с тем же успехом в сборник можно было включить любую из повестей Бориса Васильева. Ужасы же? Ну не повернется язык сказать, что это не ужасы. Рассказ страшный и великолепный. Но в этом сборнике ему не место.
И последний блок - "Призрачные гости Мэри Дэнби и Р. Четвинда-Хэйса". В среднем, уровень собранных в этом блоке рассказов гораздо выше всего остального в сборнике. "Невидимки", "Губы", "Поместье" - проходные, но хотя бы не заставляют засыпать во время чтения и играть в игру "угадай сюжет с одного слова". "Комната в башне", "Перекличка", "Жених" - достаточно банальные, но хорошо создают атмосферу. Вместе с очень хорошими рассказами они тянули бы на 3-3.5, но в рамках сборника воспринимаются на твердую четверку. Перекличка даже на 4.5 - тема войны снова вывозит. "Пещера" - один из лучших рассказов. Тоже атмосферный со смыслом, развивающийся по всем правилам. Полноценное эффектное произведение. Ну и "Птицы". Единственный реальный рассказ в жанре ужаса из сборника, который действительно пробирает до холода и мурашек по спине. Начинаясь с незначительных странных проявлений, градус ужаса постепенно пробивает шкалу сразу на двух уровнях. В физическом смысле есть реальная опасность, от которой нужно найти спасение. Но есть и психологический ужас - необходимость выживать в моменте, не понимая (и не давая себе осознать) - зачем. Ведь, кажется, бой уже проигран.
В целом из всей книги стоит прочитать "Птиц" и "Старую-престарую историю". Если вы совсем фанат жанра, еще пару произведений. Все остальное - пустая трата времени.