Больше рецензий

15 марта 2024 г. 08:44

115

5 Поход через густонаселенную тьму

Везет мне в последнее время на книги о том, что будет, когда наступит действительно последнее время.
Или все-таки не последнее? А просто - новое?
В принципе, для того, чтобы ответить на этот вопрос, даже не обязательно дочитывать историю до конца. Она, собственно, начинается с жирного спойлера. Но менее интересной от этого не становится.

О чем же "Ночь"?
О том, как однажды солнце не встало, исчезло электричество, перестали гореть газ и нефть. Но сохранили эту способность уголь, дерево и бумага. С научной точки зрения объяснить происходящее невозможно, но кое-как продолжать существование у человечества пока получается.
Минск, в котором живет главный герой и повествователь Книжник, раздробился на города-государства - муниципалии. Книжнику повезло оказаться в вольной Грушевке, где сохраняется подобие демократии, а вот в соседней Кальварии, например - рабовладельческий строй. Где-то неподалеку есть еще Королевство Центр и Матриархат Зеленый Луг. А что там еще подальше, за пределами муниципалий - страшно даже представить. Если верить местной газете Газете - невры, козлоногие, андрофаги и неистребимые британские ученые.
И вот в эту самую внешнюю тьму, по уши набитую неизвестностью и, с большой долей вероятности, полную ужасов, Книжник отправляется, чтобы добраться до любимой, которую внезапный конец света застал в Непале. Идет он не один, с ним верная собака Герда.

Ни один из поворотов его пути нельзя предсказать. Ни разу я не зевнула в кулачок и не почувствовала прискорбного равнодушия к исходу этого путешествия сквозь населенную тьму.
Каждая встреча на этом пути по-разному раскрывает Книжника. Но в каждой ситуации он умудряется оказываться хорошим человеком. Не святым и не таким неправдоподобным славнягой, что аж противно, а просто таким человеком, каким мне, например, очень хотелось бы оставаться, даже когда накрывает тьма.

Иногда "Ночь" - очень, очень жестокая книжка. Но это не злая и не самовлюбленная жестокость, которую я исключительно плохо переношу. Это скорее вынужденная суровость врача, имеющего дело с пациентами, не желающими отнестись всерьез к своему состоянию.

Всегда приятно читать историю, написанную умным человеком. Вдвойне приятно, когда умный человек еще и хорошо владеет словом. Втройне приятно, когда он еще и мастерски прошивает текст грустными хиханьками.
Давненько любителю словечек во мне не почесывали пятки и другие чувствительные места настолько умело. И благолепно, как непременно сказал бы Цугундер . Кажется, в последний раз со мной такое проделывал Веркин, и было это ажно в прошлом году. Мартинович использует ровно столько средств выразительности, сколько необходимо. Никаких излишних кудреватостей и завитушек-никчемушек. Все очень сдержанно, интеллигентно и уместно.
Даже тогда, когда страшно.

К реалистичности происходящего, теоретически, можно придираться на каждой странице... но мне совершенно не хотелось. Для меня "Ночь" как-то сразу стала территорией страшного чуда, и на реалистичность мне было наплевать с башни Оракула.
Определенно, это мой любимый цвет и мой любимый размер. Никому ничего по традиции не советую - все мы разные и истории нам нужны разные. Вот мне сейчас нужна была как раз такая.