Больше рецензий

13 марта 2024 г. 13:27

333

3.5 «Мы не можем полагаться на защиту других, только на наши собственные способности». (с)

Книга 2 — «Шут» — рецензия
Книга 3 — «Наследник» — рецензия
⠀⠀⠀Давно заглядывалась на этот цикл — как минимум благодаря красивым обложкам, которые очень привлекают внимание. Несмотря на тривиальность сюжета книги, я не могла оторваться от чтения книги (даже чуть не пропустила свою станцию метро, а в этом плане я совсем чёткая). На самом деле мне очень сложно оценивать эту книгу, как будто многие решения были намеренными — тривиальность, клишированность и т.д. Об этом чуть ли не с самого начала заявляют читателю. Поэтому сложно понять, что действительно не доработано писательницей, а что — намеренный шаг с её стороны. Обо всём по порядку.
Сюжет, задумка и персонажи:
⠀⠀⠀Восемнадцатилетняя девушка Тэмпест становится первой женщиной-Гончей, добившись своего признания благодаря тяжелейшим испытаниям. С детства она готовилась стать Гончей и отомстить за смерть своей матери. Но победа недолго казалась сладкой и утешительной наградой за весь пройденный путь. Чтобы избежать королевского предложения, она предлагает сделку — уничтожить страшного врага королевства Шута. Отчаяние и страх приводят её к опасной грани, где вскроется, что быть просто Гончей — недостаточно. Тэмпест готова на всё ради мести и справедливости, но что если правда не такая, какой принято её считать… Хитросплетения короля, приключение на территорию врага, открытия и правда об истории, опасное сближение и сделки, которые могут привести к неожиданным последствиям.
«Мама всегда говорила, что, если есть возможность, нужно обязательно помогать другим».
⠀⠀⠀Во многом книга довольно клишированная. Героиня живёт во лжи и паутине интриг, в которую забралась не по собственной воле. Всю сознательную жизнь она провела с людьми, которые окажутся не теми, кого она знала долгое время. Вокруг ложь и предательства — особенно от людей, которые стали родными после утраты матери в раннем детстве. И, когда она знакомится с реалиями мира, приходит осознание, что всё не так, как кажется. Довольно распространённый троп, когда другой герой раскрывает героине правду на историю, отношения или мир вокруг. При этом, на мой взгляд, в этой книге акцент даже не на сам сюжет, а именно на развитии героев, которые сталкиваются с разными событиями. Почему так? Если честно, сюжет избитый и клишированный — это понятно с аннотации, при этом герои ну слишком привлекают внимание, в том числе за счёт рассуждений и психологизма. Благодаря тому, что мы видим POV от Тэмпест, Пайра и даже короля, понимаем сразу же мотивацию, заговоры и личности каждого персонажа. Авторка, как я думаю, даже не пыталась скрыть личность Пайра, мотивы короля и неопытность Тэмпы — абсолютно всё на поверхности. Такой как будто намеренный ход удивляет, при этом от чего-то и привлекает. И знаете, на что делается ставка? Внимание на последнее предложение:
«Давным-давно Эльфы, Оборотни, Великаны, Драконы, Люди и Морской народец жили в мире на равных. Процветание царило в их землях и королевствах, а армии были настолько внушительными, что враги не смели нападать. Поколения сменяли друг друга, и народы стали забывать о самом важном: любви, отваге и верности».
⠀⠀⠀Основа этой книги (и, думаю, остальных книг) — раскрытие тем на почве знакомых шаблонов. Это довольно интересных ход, если это было намеренно, потому что по факту начинаешь обращаешь внимание на «любовь, отвагу и верность» (а они тут с лихвой), а не на перипетии сюжета. Кроме того, женская проблема очень чётко обозначается в сюжете. «Что, когда дело доходит до боли, мужчины превращаются в младенцев, а женщины могут вытерпеть что угодно». Любопытно, очень любопытно. Но было бы круче, если бы всё было на высоте — и темы, и сюжет, и герои, и книжный мир. Для меня идеал этого сочетания — «Правила волшебника» Терри Гудкайнда. Да, может быть тривиальность (в наше время сложно придумать ошеломительно новое), но можно по-своему показать тривиальность — через собственные мысли о темах, через героев или через книжный мир. Во всём этом могут быть аллюзии, ассоциации и/или идеи, которые наполняют сюжет смыслом.
«Даже обладающие свободой могут оказаться такими же рабами, как и я когда-то. Настоящая проблема в принятии и нежелании что-то менять».
⠀⠀⠀Про книжный мир говорить сложно в контексте этой книги, а всё потому, что он вообще не привлекает внимание. Есть множество рас, есть общий конфликт, есть королевства — но как будто ничего интересного (по крайней мере для меня). При этом мне понравилось, как преподнесли начало истории о мире — в прологе, как краткую сводку истории, с толикой интриги. «Жажда овладела молодым королём, который стремился обогатить своё королевство. Его жадность положила начало новой эре кровопролития, предрассудков, зависимости и порока. Добро пожаловать в Тёмные Королевства». Иными словами, если повториться, с самого начала писательница не заявляет о чём-то уникальном. Всё написано чёрным по белому, кто в чём виноват и как складываются история и мир вокруг.
«Каждый заслуживает доброго и уважительного отношения независимо от того, кем они являются».
⠀⠀⠀Теперь отдельно по главным героям. Если говорить про мотивацию Тэмпы, то она понятна и логична. Неудивительно, что она ненавидит всех Оборотней, и каждый становится её мишенью. Здесь стоит учитывать и возраст, при котором она потеряла мать и получила травму на всю жизнь, и место, где в итоге росла и воспитывалась (Гончие). Её травма детства и ненависть среди Гончих аккумулировалось в цель разобраться с Шутом и Оборотнями раз и навсегда. Поэтому она идёт на отчаянный шаг, соглашаясь на сделку с королём (но там есть ещё очевидные причины). К тому же её ненависть объединяется с неопытностью — она только-только становится Гончей, а тут сразу на опасное задание. Так, Тэмпест — героиня с чёткой для себя целью, но по факту с иллюзиями в представлениях о мире, неопытная и во многом наивная. От этого она, на удивление, привлекает внимание. Она не избранная и не великая, она просто выживает, даже при своей неопытности и непонимании мира вокруг; и она всегда хочет добиваться справедливости, поэтому не хочет выбирать ничью сторону в конфликте. В этом контексте хочется сказать и про Пайра: отчаянный Лис, который готов пойти на всё, чтобы разобраться с королём-тираном. Его отчаяние буквально сквозит из всех щелей, какую бы маску он ни надел на себя. Его мотивация также понятна, хотя в некоторых моментах было сомнительно. В общей картине Тэмпа как неопытная ненависть и Пайр как опытное отчаяние становится интересным тандемом, за развитием которого интересно наблюдать. Кто кого убедит, кто кого сломит, кто кого соблазнит в итоге — ведь все эмоции и побуждения на грани чего-то опасного для них двоих.
Выводы:
⠀⠀⠀Несмотря на моё противоречие мнение о книге (и мне всё ещё сложно определиться), я скорее склоняюсь к тому, что книга мне понравилась. Но не благодаря сюжету или книжному миру (но жаль, что они очень слабы), а темам и героям. Темы — важные, понятные и логичные в контексте сюжета; герои и их отношения — интригующе, опасные, соблазнительные, отчаянные. Интересно посмотреть, что же будет дальше, — и, может быть, будет проще сформулировать своё впечатление. А пока… Рекомендую ли эту книгу к прочтению? Скорее да, чем нет. Как минимум Пайр, который попал в мой топ любимчиков, стоит внимания читателей этого жанра. Только ради него можно всё прочитать. Но в остальном — на вкус, цвет и желание увидеть что-то новое.