Больше рецензий

Lykojo Olle (OlleLykojo)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 марта 2024 г. 10:15

778

5 Болливуд на "Ибисе"

Очень кинематографичная книга. Яркая. Буквально каждый абзац - мизансцена. Пока слушалось, а слушалось в прекрасной озвучке Алексея Багдасарова, у меня перед глазами рисовались образы героев, о которых шла речь, места, в которых происходили действия романа и даже песни были как будто слышны, хотя озвучка и без музыкальных дополнений. Всё перечисленное представить было довольно легко, потому что индийский кинематограф во времена моего детства был очень популярен. И подобные приключения с песнями и плясками мне знакомы давно.

А в книге потанцевать умудрились даже на корабле в открытом море. Ну где ещё проводить свадьбу по традиционным обычаям, если есть жених, невеста и гости? Причём без песен никак не обойтись, потому что песнями решается, кто будет глава семьи. Не так, конечно, прямолинейно, как я об этом сейчас пишу, всё немного тоньше и мудрее. Но обычай, есть обычай. Поэтому из свечей сделан импровизированный костёр, вокруг которого водят молодых, и все вокруг поют, кто-то поддерживает жениха, кто-то невесту. Видимо, чем больше песен и танцев, тем крепче семья.

Я опять убегаю далеко-далеко вперёд по сюжету. Вернусь к началу. К аннотации. На дворе девятнадцатый век. Колониальная Индия накануне опиумных войн. Позволю себе процитировать кусочек аннотации.

В центре масштабной саги – парусник «Ибис», бывший работорговый корабль, на котором судьба сводит пёстрый ворох поразительно разных персонажей. Юная француженка-сирота; обанкротившийся индийский раджа; сбежавшая от обряда сожжения индийская вдова; апологет новой религии; матрос-американец, неожиданно для себя ставший помощником капитана… «Ибис» должен повезти их из Индии на неведомый Маврикий.

Причём в аннотации перечислены далеко не все действующие лица. Не упомянуты в ней ни капитан корабля, опиумный наркоман, пока ещё не потерявший разум, ни сосед по заключению бывшего индийского раджи, китайский полукровка, тоже, кстати, опиумный наркоман, ни команда матросов ласкаров во главе с боцманом Али, ни новый муж индийской вдовы великан Колуа, ни молочный брат полуфранцусской сироты Джоду. Героев так много и они такие разные. И жизненные пути у них разные. Объединяет их только то, что все они в определённый момент собрались на "Ибисе", как кажется на первый взгляд. Но на самом деле не только это. Все они так или иначе пытаются строить свою жизнь самостоятельно и следовать своим желаниям и убеждениям. А "Ибис" это даже не конечная точка, это только точка пересечения героев.

Что задело эмоционально? Мне, как и несколько раньше, когда читалась книга "Бог мелочей", тоже, кстати индийского автора, всё время хотелось спросить: Почему если книга номинант всяческих премий, так в ней обязательно напихано такого количество чернухи, что кажется прямо полный короб её насыпали, потом утоптали и сверху ещё горочку натрусили от всей души. Возможно это происходит от того, что автор иного менталитета и к некоторым проявлениям человеческого бытия относится несколько по-иному, возможно это делается для придания большей "красочности" и отчётливости картинки. Ну а различного рода ругательствами вставленными в речь персонажей сейчас и вовсе мало кого можно удивить. И автору отлично удавалось зацепиться за те эмоции в моей душе, которые ему хотелось зацепить, и вызвать в процессе чтения и гнев, и ужас, и сочувствие, и смех. Да, смешные моменты в книге тоже встречаются.

Больше всего в книге мне понравился великан Колуа. Он, на первый взгляд, кажется немножечко заторможенным и даже не особенно умным. Но вот его возможность отрешиться эмоционально от текущего момента и считать ситуацию, а потом начать действовать так, чтобы получить желаемый для текущего момента результат, эта способность у меня вызвала почти восхищение. Обычно авторы подобной способностью одаривают каких-то персонажей интриганов. Но Колуа вовсе не интриган.

А больше всего меня раздражала полуфранцуженка сирота Полетт своими действиями, которые можно описать фразой "всё-равно по-моему будет". И казалось бы в её положении, чтобы спастись, по-иному и действовать нельзя. Раз никто не хочет ей помочь, то спасение утопающих дело рук самих утопающих, тут уж не до красивости поступков, но вот поди ж ты, раздражала...

Ещё немного позабавило, как интересно соотнеслась с сюжетом книги известная всем поговорка "Без бумажки ты букашка, а с бумажкой человек". Вот не всякая бумажка именно таким "магическим" действием обладает, оказывается.

Конечно же буду читать и последующие книги этой трилогии. Потому что первая книга закончилась, как мне показалось, на самом интересном месте.

Прочитано в рамках Книгомарафон (март 2024) и Новогодний флешмоб 2024 г. по рекомендации KatiaBarmina