Больше рецензий

С. Вадим (VadimSosedko)

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 марта 2024 г. 16:47

160

5 Все люди закрывают окно души маской из плоти и прячут обитающие под ней пиявки..

60 лет назад была написана эта притча знатоком человеческих глубин подсознания, мастером литературного экзистенциализма КОБО АБЭ. Литературоведы говорят, что книги надо перечитывать, возвращаться к ним уже в зрелом возрасте. Потому, перечитав эту удивительно актуальную в наше время книгу, и хотелось бы поделиться своими мыслями. Думаю, что они могут быть интересны не только любителям японской прозы 20-го века, но и всем, кто хоть немного задумывается о себе и о мире, что нас окружает.

Сюжет.
Он достаточно прост.
Заведующий химической лабораторией в результате неудавшегося опыта получает сильные ожоги лица. Оно изуродовано и герою приходится его постоянно бинтовать. Но вскоре, уехав от жены якобы в командировку в Осаку и сняв там квартиру, изобретает маску, которая очень похожа на человеческое лицо. Она и становится катализатором всех дальнейших событий. Герой изменяется кардинально не только внешне, но и внутренне. Он становится способным на измену (пусть даже и со своей женой), а позже и на убийство.

Как зависит внутренний мир человека от его лица.
Этот вопрос и является главным в книге. Герой уже перестаёт себя ощущать тем, кем был до злополучного неудавшегося опыта. Он постепенно перерождается. Но в кого? Куда движется его душа, надевая каждый раз маску? Кобо Абэ очень чётко разграничил две сферы внутреннего сознания, которые противоречат друг другу. Главный герой перестаёт быть несчастной жертвой случая и превращается в совершенно иного, агрессивного человека. И он ведь сам прекрасно это осознаёт. Даже перестаёт узнавать любимую музыку И.С.Баха, что говорит о полном внутреннем перерождении. Да, именно наше лицо и является проводником во внутренний мир, так утверждает писатель.

А разве роман не современен?
Ну, посудите сами. Даже те, кто его не читал, сейчас со мной в душе согласятся. В наше компьютерное время, один и тот же человек может присутствовать не только в реальной жизни, имея, конечно, своё лицо и имя, но и во множестве своих отражений в соц.сетях. Но разве все представляются теми, кто они есть на самом деле? Разве ведут зачастую себя люди с другим лицом также, как в реальной жизни? Сколько порой выплёскивается негатива от таких "перевёртышей". К сожалению, и у меня есть не очень приятный опыт общения с такими.

А нужна ли эта книга сейчас?
Вопрос далеко не праздный и неоднозначный. Вряд ли тем, у кого внутри спрятано зло на весть мир, вряд ли тем, кто исходит чёрной завистью к более талантливым, умным и счастливым людям, чем он сам, вряд ли тем, кто не реализовав себя , стремиться доказать лишь превосходство своего видения любой темы и бесцеремонно вклинивается в обсуждения единомышленников.
Роман нужен тем, кто способен воспринять его страшную внутреннюю полифонию деградации личности. Роман нужен всякому современному человеку, не разучившемуся самостоятельно мыслить и ставить себе границы, отодвигаясь от которых и сохраняет своё лицо.

-Ведь лучше всего понимает, что такое свет, не электрик, не фотограф, не художник, а слепой, потерявший зрение в зрелом возрасте.
- Выражение лица — не потайная дверь, которую скрывают от постороннего взора, а парадный вход, и поэтому его сознательно так строят и так украшают, чтобы он услаждал глаз проходящего. Оно — письмо, а совсем не рекламный листок, который посылают, не задумываясь над тем, кто его получит, и поэтому не может существовать без адресата.
- Будущее — не что иное, как производное прошлого.
- Видимо, я придавал слишком большое значение своему одиночеству... я вообразил, что оно трагичнее одиночества всего человечества..

Читайте Кобо Абэ, он заставляет о многом задуматься.