Больше рецензий

ellebooks

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 марта 2024 г. 23:12

200

1 Спойлер

Не складывается у меня дружба с современными испанскими писателями. При том, что ожиданий всегда бывает выше крыши. Что Сафон у меня лежал на полках, безмерно предвкушаемый, не оправдавший впоследствии ни единой минуты, проведённой в ожидании встречи с его творчеством, что Васкес-Фигероа. Теперь вот Перес-Реверте.

Тоже водила вокруг него хороводы, читала миллион восторженных отзывов, была стопроцентно уверена, что книга непременно понравится. До такой степени не подвергала сомнению эту мысль, что купила бумажную версию, даже не прочитав заранее ознакомительный отрывок. Зря, конечно.

Создалось такое впечатление, что книгу взялся писать человек, который очень сильно хотел быть похожим на Дэна Брауна, который мечтал пересоздать его мир, но по своим собственным меркам. Только этого человека сильно занесло в стремлении угнаться по следу другого автора, заморочило, и он сам себя умудрился потерять в тёмных лабиринтах сюжета, выстроенного своим же воображением. Развязка получилась такой, что иного объяснения придумать очень сложно. А ведь между тем эта книга появилась за целое десятилетие до того, как мир узнал про Брауна! Так что это ни разу не вторичное произведение, даже если и выглядит таковым.

И это очень хороший показатель того, насколько «талантливо» автор смог реализовать пришедшую к нему в голову идею. Каким изначально был её потенциал и что получилось в итоге.

Вызывают огромное сомнение и писательские приёмы Переса-Реверте. Странные решения и литературные инструменты, которые он использует в тексте, временами оставляют после себя очень большое количество вопросов. И это вообще не идёт на пользу книге.

Пример - завязка сюжета строится на придуманной картине, нарисованной реально существовавшим художником Питером ван Гюйсом. Биография его тоже дана ненастоящая, она безбожно исковеркана, чтобы соответствовать тексту этого «парадоксального» детектива. Итого получаем - фальшивая картина, фальшивая биография художника, но настоящее имя! Одно только имя! Зачем? Почему нельзя было придумать и его? Почему обязательно нужно было вовлекать реально существовавшего человека, настоящего мастера и художника во что-то, что на самом деле не имеет к нему никакого отношения? Это странно. Это дешёвый приём из фанфикшена, но никак не красивый и интеллектуальный оборот, сочинённый талантливым автором. Без этого точно можно было бы обойтись.

Сейчас, после прочтения, моё издание щерится таким немилосердным количеством красных закладок (красными закладками я отмечаю те места, которые не понравились, или где обнаружились логические дыры и грубые искажения фактов), что трудно вспомнить когда такое было в последний раз. Книга стала похожа на своеобразную пиньяту. И это сходство кажется ужасно символическим.