Больше рецензий

10 марта 2024 г. 18:45

124

4 Рейчел, мука моя

Загадочный неоготический детективный триллер. Он подозревает её в убийстве своего самого близкого человека, но всё равно влюбляется в роковую красавицу.

Но только ли это роман о Рейчел? Ведь всё происходящее мы видим со стороны Филиппа, который с детства воспитывается своим опекуном Эмброузом, а потому мальчик впитывает его привычки и повадки, и неоднократно замечает, что чем больше он влюбляется в Рейчел (и покоряется ей!), тем сильнее становится на него похожим. И чем ближе к финалу, тем серьёзнее становятся эти знаки, он видит его отражение в себе, и испытывает всё те же жгучие эмоции – ревность, исступление, желание полностью обладать объектом своего обожания (что так присуще первой влюблённости в целом) – какие испытывал и Эмброуз по отношению к Рейчел, незадолго до смерти. Эта история повторяется, и повторяется она в первую очередь для самой Рейчел, на что нам неоднократно намекают в самом романе.

Избегающий женщин в своём доме (эту модель поведения перенял и Филипп), консервативный Эмброуз теряет голову при общении с Рейчел – она, на контрасте, умеет себя держать, находить общий язык, подобрать подход к каждому человеку. Эта стать и грация покоряет сначала опекуна, а затем и его подопечного. Неоднократно Филипп вспоминает о Риме, когда смотрит на неё, ведь эта холодность – и в то же время стать и ум – затмевают мужской рассудок: будь это взрослый мужчина в летах или совсем молодой человек.

И читателю хорошо видны страдания и мучения молодого мальчишки, словно щенок он следует по пятам Рейчел с момента их встречи, готовый подарить ей весь мир и все его богатства – только чтобы навечно остаться с роковой красавицей. Мы видим и страдания Эмброуза, подверженного той же любовной агонии. И оба они обвиняют Рейчел.. но в чём? Задумался ли хоть один из них, хотя бы раз, чего на самом деле хочет сама Рейчел? Страдает ли она? Скрывается ли за этой маской  мучения и страдания самой Рейчел, ни разу не высказанные мужчинам, которые не хотели понять её как человека, а хотели лишь обладать ею – видеть её рядом с собой, словно самую прекрасную драгоценность, самое важное сокровище. Спросил ли один из них хоть раз, искренне, о её чувствах – да и могла ли она уже открыться по-настоящему? Ответ здесь, к сожалению, очевиден: нет. Во многом потому что она не любила их, но была вынуждена принимать их всепоглощающую (и разрушающую её свободу) любовь.

Один единственный друг, который, на мой взгляд, действительно беспокоился о Рейчел, и был ей именно другом, который понимал её – Рейнальди. Личность, безусловно, скрытная и имеющая свои тайны, но как мне показалось, он был единственным, кто переживал за Рейчел и хотел для неё если не счастливого будущего, то хотя бы стабильность и безопасность. Поэтому, вероятно, он и спрашивал о наследстве Эмброуза, желая убедиться, что тот оставит хоть что-то Рейчел, так как понимал, что тот не проживёт долго ввиду болезни. А вовсе не потому, что являлся её любовником (в книге также присутствуют упоминания о 'излишней женственности' в манерах Рейнальди, что, возможно, является намёком на его истинную сексуальную ориентацию).

Но главный вопрос: Виновна ли Рейчел в смерти Эмброуза? Травила ли она сначала его, а потом и Филиппа? Моё мнение на этот счёт однозначно: нет. Любила ли она хоть одного из них: тоже нет. Но уважала, и хотела видеть именно друга в первую очередь, в лице их двоих. О привязанности Рейчел говорит сохранённый портрет Эмброуза из Италии, который она привезла с собой после его смерти. С такой же теплотой она относилась к Филиппу, стремилась стать другом для каждого из обитателей дома, несмотря на то, что пользовалась и, очевидно, манипулировала чувствами Филиппа. Убивать Эмброуза ей не было никого мотива – он оставил завещание только на имя Филиппа, о чём Рейчел знала. От смерти Филиппа у неё была выгода, однако именно Рейчел спасала его во время болезни, и если бы хотела убить – у неё было множество возможностей для этого. Тем не менее она помогала ему, и заботились о нём, даже сознавая выгоду от его смерти, что, на мой взгляд, лишь доказывает её невиновность.

Безусловно, Рейчел манипулировала ими. Она приехала к Филиппу с целью получить свою выгоду, и, вполне возможно, согласилась бы на брак с ним (как и на брак с Эмброузом), если бы Филипп не выделил ей и без того приличное содержание. Его горячность и желание обладать Рейчел безраздельно сыграло с ним злую шутку. После этого поступка от брака с Филиппом смысла для Рейчел уже не было – как умная женщина, получившая своё, она поняла, что вступив в брак, потеряла бы, в первую очередь, свою свободу. И совершенно правильно выбрала безопасность – в обход исступленного своими чувствами Филиппа. Увидев однажды его ревностную ярость, его постоянные запреты, слежку за каждым её движением, бессмысленную и неоправданную ревность, Рейчел понимает, что Филипп – отражение Эмброуза, она уже пережила всё то же самое (и не раз), потеряла ребёнка, и не хотела переживать это ещё раз. Потому она, получив своё, предпочла собственную безопасность, и намеревалась (скорее всего навсегда) покинуть Филиппа, который не мог её отпустить – ни сердцем, ни разумом. Она действительно уважала и относилась с симпатией и к Эмброузу, и к Филиппу, но видела их характер и пострадала от них двоих. Филипп сам упоминает о том, что не хочет даже спрашивать Рейчел о её прошлом и о браке с первым мужем, он хочет лишь видеть её рядом с собой, здесь и сейчас, даже не задумываясь о том, хочет ли этого Рейчел и готова ли к этому после стольких потерь.

Филипп же, на протяжении всей книги, не мог и не хотел понять Рейчел, о чём она неоднократно просила его, но тщетно. Он был занят исключительно своими мыслями, переживаниями, подозрениями, он обращался с ней скорее как с любимой игрушкой, которую не хочешь отдавать другому, нежели с живым человеком, обладающим своей волей и стремлением к свободе и независимости. Раз за разом он пытается привязать её к себе, сделать своей, подчинить – тем самым, не осознавая, отдаляя её от себя всё дальше. И мучается, и страдает от ревности, пробует разные методы – физические, экономические, давит на жалость, и всё же, в финале, неизбежно губит её, объявляя ей приговор (без суда и доказательств, так, словно имеет на это право), так же, как ребёнок однажды неизбежно ломает любимую игрушку. Эту ошибку совершает и Филипп, и Эмброуз.

P.S. Не могу не упомянуть такого персонажа, как Луизу. Она остаётся верным другом Филиппа и при этом сохраняет объективность по отношению к Рейчел, даже несмотря на возможные чувства к нему, что сильно раскрывается в последней сцене романа. Она и сама подозревала Рейчел, и говорит об этом открыто, но в конце хорошо видно, что она меняет своё мнение.  Также, говоря о деньгах, которые Рейчел отправляла за границу, вероятнее всего, что она создавала себе 'подушку безопасности'. Учитывая горячий нрав Филиппа, и не чувствуя себя в безопасности рядом с ним,  она понимала, что через некоторое время ей может понадобиться срочно уехать от него. Да и в любом случае, иметь определённый бюджет при запас лишним не бывает. Может это и не вполне честно с её стороны, но и осуждать за это было бы глупо, учитывая, что в завещании Эмброуз не оставил ей ничего.