Больше рецензий

9 марта 2024 г. 18:40

122

4.5 Роман супер! Но есть одно но - образ главной героини.

Это второй роман, который я прослушала в аудио версии в исполнении Дины Ильиничны после "Синдрома Петрушки" и на волне восторга от первого, тут же принялась за этот. Начитывает аудиокниги, кстати, она шикарно, слушать одно удовольствие.

Роман увлекательный и очень необычный. Моё восхищение автору! Тут есть и приключения, и закрытый мир цирка с его колоритом, неповторимой атмосферой и подробными описаниями головокружительных трюков, и большая трагическая любовь, и жизнь в эмиграции в странах Европы и США, и ностальгические воспоминания детства и юности героев, выросших в СССР, и драма сильной и независимой женщины всю жизнь страдавшей от своего дара ясновидения.

Но есть одно но — таинственный образ героини постоянно от меня ускользал, она так и осталась для меня непонятной, мне не хватило сопереживания ей. И полного погружения в мир книги тут, по сравнению с тем, как это было с "Синдромом Петрушки" у меня не случилось. Я так думаю это потому, что Лиза (главная героиня из "Синдрома Петрушки" зацепила меня гораздо больше и её персонаж мне ближе и психологически и чисто по-женски, да и Пётр, как мастер своего дела и демиург своих кукол тоже откликался. А вот Анна, несмотря на то, что моя тёзка, осталась для меня далека, как звезда на небе.

Был такой старый фильм с Николасом Кейджем «Призрачный гонщик». Там герой Кейджа совершал на мотоцикле немыслимые трюки и никто не мог понять, как это он до сих пор не свернул себе шею, ведь обычный человек такое провернуть не в состоянии. Вот у меня осталось от Анны схожее ощущение, хотя она и не заключала сделок с Дьяволом, чтобы спасти кого-то из близких. Просто обладала блестящими способностями, была неподражаема в качестве цирковой акробатки, в работе каскадера, в конструировании собственных зеркальных шоу (понимаю, что за этим стоят многие месяцы упорных тренировок, но слишком уж крутая - бесила местами этим :))) ) и к близким людям, и вообще ко многому, относилась с удивительным безразличие (хотя, к финалу книги об этом сожалела). А как можно сопереживать человеку, который скрывает эмоции за маской безразличия и ведет себя так, словно ему на всех пофиг (не всегда, но по большей части)?

Почему она такая стала автор поведала подробно в воспоминаниях родителей о её детстве. Попробуй-ка останься жизнерадостным, открытым и эмпатичным человеком при таком раскладе (очень тяжелые переживания из-за ранней смерти родной матери, удочерение чужими людьми, дар еще этот ясновидческий с малых лет, тень мамы в зеркалах). Попробуй пожить спокойно и счастливо, не вмешиваться в ход событий, не пытаться предупредить людей, которые тебе не безразличны. А когда пытаешься предупредить и пророчество сбывается - тебя отторгают, как нечто чужеродное и страшное, как ведьму. Так что, понять и простить.

И ещё роман был мне сложноват для восприятия и погружения, потому что история Анны складывается из пазлов, разбросанных не хронологически во времени между ранним детством и днём её таинственного исчезновения и рассказывается тремя рассказчиками: автором от лица приёмной матери и самой Анны, и мужчин, которые её любили. Один, пожилой музыкант фаготист Семён, — в своих письмах к ней. Другой — бывший муж, каскадёр Владимир — в невольной исповеди следователю Интерпола, ведущего расследование её исчезновения. Автор дополнила нам этот образ фактами из биографии и детства, поведала о взаимоотношениях героини с приемными родителями, чтобы было понятно «откуда ноги растут».

Вот Семёну и Владимиру я сопереживала. Местами очень.))) И очень интересно было мне наблюдать как Анна повлияла на их жизнь, как их изменила, и как на основе их субъективных представлений об Анне в моей голове складывался её образ. Я увидела две точки зрения на одну женщину совершенно разными мужчинами. Кстати, родители и некоторые другие герои тоже вызывали чувство сопереживания.

Возможно писательницей так и было задумано. Чужачка для всех, закрытая и непонятная Анна, и теплые, понятные, любящие её люди, с которыми читатели себя соотносят. Так что эмоции и волнения были, но впечатления от книги всё же остались несколько смазанными.

Так вот, о сложностях в восприятии, – надо было складывать все эти кусочки пазлов в единую картину, и слушать внимательно, а я слушала, по большей части, перед сном, вместо сказки для лучшего засыпания и потом переслушивала те места, на которых заснула, но опять в основном перед сном. Поэтому собираюсь как-нибудь вернуться и перечитать внимательнее электронную или бумажную версию.)))

Моя статья ВКонтакте про 4 романа Дины Рубиной