Больше рецензий

TrikVetra

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 марта 2024 г. 12:37

314

4

Книга так сложна и многогранна, что даже не знаю с чего начать.

Первое, что бросается в глаза - стиль её написания. В тексте Кабре описывает, как Сара рисует пейзаж: то заштрихует окно, то вернётся к крыше, несколькими чертами изобразит траву и вот уже перед тобой не белый лист, а картина, и кажется, будто бумага уже продавалась с нарисованным на ней домиком. Так пишет книгу и сам автор: то про монаха с кленовыми семенами, то про молодого семинариста, то про бедного мальчика, прячущегося под диваном, то про концлагерь второй мировой и вдруг звонит мобильный телефон и неожиданно понимаешь, что уже читаешь про современность.

Не такая уж редкость, чтобы авторы совмещали подобное в одной книге, но обычно при переходах делают хотя бы разрыв абзаца. Тут же предложение может начаться в одной эпохе, а закончиться уже в другой. У меня это вызывало чувство, похожее на качку в море.

Читаешь иногда и думаешь "да как это относится к тому тексту, что я прочитала только что?" И по ходу повествования будто бы от холста отдаляется камера, захватывая все больше деталей, и вот к концу книги ты, наконец, понимаешь все взаимосвязи. Ниточки складываются в цельный завораживающий узор.

Есть странности и с лицом повествования. Книги обычно бывают от первого лица или от третьего... Тут же лицо может меняться посреди абзаца что порой приводит в замешательство.

Книга определённо достойная того, чтобы называться современной классикой, хотя читать её было сложно и из-за странного стиля и из-за тем, что там поднимались. Кто бы мне сказал, что там об издевательствах над детьми будет, я бы вообще за неё не взялась. Но я рада, что в итоге все же её прочитала.

Кот в мешке