Больше рецензий

8 марта 2024 г. 22:20

99

5 Рок

Сильная вечная классика. Гюго люблю давно, но "Собор Парижской Богоматери" давался сложно сначала. У книги сложный разгон, но потом невозможно оторваться.

В книге раскрыто много сторон: быт людей, переплетенные линии судеб, отношение к власти и религии, классическое добро и зло, рок, нависший темной тучей над героями, прекрасное в ужасном и наоборот (самый близкий к богу такой малодушный, самый ужасный снаружи с огромным сердцем внутри).

Мне, как человеку с аналитическим складом ума, очень понравилась структурированность произведения, сюжетная линия, которая переплеталась множество раз прежде, чем дойти до своего финала, она не улетала слишком далеко ни своими извилистыми сюжетными линиями, ни философскими отступлениями, даже описательная часть архитектуры так или иначе находилась около сюжетной линии. Философия, много философии, но подана она искусным языком автора по-бытовому, не уходит гулять вне контекста и не сыпется десятками страниц. Хочется отметить еще некую долю сатиры, которой автор так изящно владеет, не отдаваясь ей в полной мере, он в высшей степени осторожно, но так очевидно подшучивает над судебным процессом и некоторыми другими событиями.

При прочтении книги невольно задаешься вопросом: кто же главный герой книги? Линия судеб, переплетенных воедино или собор? Пожалуй и то, и другое, они взаимосвязаны и не отделимы. Могло ли быть все иначе? Пожалуй что нет, миллион линий слились воедино, чтобы произойти именно так. Роман, так давно написанный все так же близок нам относительно наших чувств и переживаний. Хотя некоторые вещи (например, повешение за колдовство или глухой судья, который не слышит, что ему говорит подсудимый) кажутся какими-то уже невообразимыми в наш век. Мы коснулись особенностей того времени, за это и люблю такие произведения, не удивительно ли коснуться того времени, пожить наблюдателем среди людей того времени, увидеть, что для них было повседневностью, что терзало их обыденными днями? За это и ценны произведения, которые живут веками.

Единственным "грузом" произведения я бы, пожалуй, назвала описательную часть Парижа, архитектуру. Вероятно читателю интересно будет познакомиться с Парижем того времени, но описан он был уж очень тяжеловесно. Хотя, признаюсь, что посмотрела на Париж под другим углом, отправляясь туда, уже конечно захочется познакомиться поближе с местами из книги в современное время.