Больше рецензий

Anastasia246

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 марта 2024 г. 21:51

918

4.5

Даже удивительно, как в современном мире, где больше всего ценится и провозглашается самобытность, оригинальность, непохожесть на кого-либо, хитрые издатели и чересчур умные и образованные критики продолжают навешивать ярлыки на писателей, объявляя их время от времени то "новым Кингом", то "новой Джейн Остин", то "новым Бредбери" (хотя зачем нам "новые старые"? Нам достаточно и тех, уже полюбившихся и вполне привычных, а вот новые, незнакомые еще широкой публике имена - это всегда прекрасно и даже волнительно)... Слава богу, популярного голландского писателя Германа Коха участь сия миновала, "ничьим" новым его пока еще не обрекли (надеюсь, и не обрекут в дальнейшем: уж он-то в этой сомнительной славе-сравнении точно не нуждается), а вот герою его дебютного романа повезло чуточку меньше: уже в аннотации его успели окрестить "голландским Холденом Колфилдом", сразу же отсылая внимательного и начитанного книголюба к тому самому знаменитому произведению Сэлинджера.

Первый раз я рада тому, что аннотация книги совершенно не отражает существующую действительность (удивлена ли я этому факту? Ничуть). Сэлинджеровский герой-подросток в свое время (лет так десять тому назад) изрядно разочаровал, книга тогда оставила меня в смешанных чувствах; прочитанное показалось блеклым и неправдоподобным, как и сам герой, и быстро покинуло пределы моей памяти. Потому меньше всего жаждала я новой встречи еще раз с ним же на страницах книги совсем другого автора. Писателя понравившегося и запомнившегося, в отличие от того же Сэлинджера (прошу прощения у поклонников творчества классика, но вот у меня с ним не сложилось и не задалось, увы и ах). Писателя, знакомого мне по одному-единственному роману, но какому! "Ужин" - это было так ярко, захватывающе, динамично и остросоциально. Роману, который действительно хочется рекомендовать как стоящую вещь.

Потому, наверное, к книге "Спаси нас..." хоть и подходила с осторожностью и легким сомнением, но вместе с тем отчего-то подсознательно была уверена, что автор разочаровать меня не сможет. Так, собственно говоря, и вышло.

Кох вновь приковывает наше внимание к острым общественным проблемам, задавая неудобные вопросы, давая такие же неудобные, но при этом нужные и правдивые ответы - тем, кто готов принять истину.

Косность системы существующего образования, не учитывающего индивидуальные особенности ребенка, лицемерие, царящее в социуме, снобизм тех, кто побогаче и повлиятельнее, равнодушие взрослых и уважаемых членов этого самого общества, когда дети кажутся глупыми несмышленышами, недостойными собственного взгляда на мир (вот только неожиданно выясняется, что дети-то как раз более наблюдательны, чем порою мы, и замечают все, понимают тоже все и вовсе не хотят с этим мириться), леденящее безразличие наставников, школьных учителей, лицейских преподавателей, видящих в учащемся одну человеко-единицу, но, к большому сожалению, упорно не видящих в нем личность, не старающихся помочь советом, думающих зачастую исключительно о себе, не желающих видеть дальше своего носа, своего лицея и своего предмета, который они так усиленно вдалбливают в головы этим юным девочкам и мальчикам...

Вместе с знаниями, правда, в головы эти летит ненависть: юным и восторженным, как всегда, оказывается сложно понять зрелых, умудренных, уставших - конфликт отцов и детей не нов, но как же интересно обыгрывается он на страницах миниатюрного романа голландца. И я безмерно рада тому, что роман получился небольшим. Да, он быстро читается, но дело отнюдь не в этом. Выбери автор форму для своего произведения помасштабнее, подлиннее, он бы наверняка не удержался от того, чтобы не показать читателю дальнейшее будущее главного героя - этого порывистого, мятущегося подростка, с кучей проблем, кучей интересов, циничного, едкого - одним словом, такого настоящего. О, автор бы с присущим ему талантом и жизненной проницательностью показал бы, что стало с юношей спустя каких-то лет пятнадцать. Это был бы - уверена на 100 % - такой же скучный и занудный взрослый, растерявший свои идеалы и ориентиры, смирившийся с недостатками мира, общества, приспособившийся, серый, неинтересный, просто как все. Нет, не хочу я такого будущего для него. Автор умеет заканчивать книги вовремя - на самом ярком моменте, и вот это поистине здорово.

Что стало ярким в романе Коха для меня? Пожалуй, страшные мысли, роящиеся в голове подростка. Не волнуйтесь, выхода они не найдут (как, к примеру, в книге Лайонел Шрайвер - Цена нелюбви - кстати, еще один из моих любимых по жизни романов о подростках, рекомендую, если еще не знакомы), они останутся черными мечтаниями, черными воронами, улетающими в космос:

Однажды во время войны англичане разбомбили наш район, потому что в здании школы располагалась штаб-квартира немецкой разведки. Но школа-то как раз уцелела, зато несколько близлежащих блочных домов превратились в руины. Нетрудно заметить, что сейчас там, куда упали бомбы, стоят дома поновее и деревья потоньше, поскольку посажены после войны. Надеюсь, что в следующую войну наши противники не облажаются. По мне, так пусть эта война целиком развернется в нашем районе. Когда по понедельникам включается учебная воздушная тревога, я иногда воображаю себе, как истребитель "спитфайр" заходит в пике и методично обстреливает этот затхлый, прогнивший, ублюдочный район, как бросаются врассыпную местные обитатели… Чуть больше суматохи, чуть больше жизни – вот чего здесь так недостает. Они попробовали понатыкать открытых кафешек на торговой улице, но зайти туда смерти подобно. В душной комнате с зашторенными окнами дышится и то легче.

Было бы слишком просто предположить, что жаждет он насилия, физического разрушения, смерти. Жаждал бы по-настоящему - думается, осуществил бы. Нет, мне и герой видится глубже и умнее, чем он хочет казаться (маска циника и шута всего лишь средство самозащиты, не более), и мысли его, такие жуткие, кажутся неким манифестом - возможно, наивным, с присущим всем подросткам юношеским максимализмом - против существующих и царящих косности, лицемерия, равнодушия, безразличия и снобизма взрослых.

Вот и призывает на помощь (из могилы, откуда ж еще) воинственную старушку Монтанелли (просто он учится как раз в лицее Монтанелли): полюбуйся, мол, сама, до чего извратили твою стройную систему обучения эти умные во всех смыслах взрослые.

Придет - не придет... Поможет - или все-таки нет?..

Чего же ты ждешь, Мария Монтанелли? Неужели не спасешь того, кто об этом так истово молит?

Ба-ах! И первая бомба взрывает лицемерие, окончательно, с потрохами. Вторая - ба-ах! - летят останки равнодушия, душевной черствости. Третьей - по снобизму, тщеславию, когда люди видят лишь деньги, не замечая за ними человека...

И да начнется новая жизнь, с чистого листа...

Я просто чудовищно устал от всего, мне больше невмоготу выслушивать этот горячечный бред окружающих меня сердобольных выскочек, со слишком честным лицом берущихся наставлять меня на путь истинный. ..я мечтаю о том, чтобы все наконец заткнулись, чтобы стало тихо, как в немом кино, чтобы меня перестали доставать расспросами, кем я собираюсь стать, чему сопротивляюсь, как мои дела и чего я, собственно, хочу от этой жизни. И тогда в этом безмолвии главный герой фильма поднимется со своего кресла, а на экране появится текст: "Он начинает с чистого листа. Он задумался о том, как быть дальше. У него впереди целая жизнь".

Рекомендую тем, кто подобно мне обожает книжки о ранимых подростках, сотканных, кажется, из одних острых углов, кто не боится услышать в свой адрес - адрес взрослых, разумеется - что-то очень уж нелицеприятное, кто любит открывать для себя новых авторов и кому тоже осточертели романы о скучных взрослых) 5/5, для меня это точно одна из лучших книг марта