Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

11 сентября 2014 г. 11:34

167

5

Есть стойкое ощущение, что какое-то время тема женщин-эгоисток, которые во главу угла ставят свои прихоти и желают получать абсолютно всё, что бы не захотели, причем не взирая на цену, которую возможно придется заплатить, была весьма актуальна. Насущна прям. Читая пьесу Моэма "К востоку от Суэца", я ловила себя на мысли, что мне, как бы походя, вспоминаются иные персонажи. Вот госпожа Бовари проехала в экипаже, а вот Анна Каренина утерла слезу. О, Кэтрин из "Грозового перевала" пробежала полем. Или лесом. Но как-то вот так - мелькали женские персонажи периодически. Особенно, когда Дэйзи начинала истерить, заламывать руки и обвинять во всех своих бедах других. А бед-то особо и нет. Беда одна: получив определенное место в обществе с помощью брака с белым, наша евразийка теперь хочет получить и другого мужчину - её истинную любовь, ради которой она готова на все. Якобы. От шантажа до убийства мужа. В общем, сама история могла бы показаться банальной, кабы не восточный колорит, столкновение менталитетов и традиций, разность характеров и культур. Что для одного не представляет препятствий, то для другого - невозможность нарушить обеты, правила общества и предать чувство долга. Получился любовный треугольник в интерьере экзотики. Концовка вполне ожидаема. Как и ожидаемо то, во что в итоге превратилась главная героиня.

Но это всё лирика. Другой нитью в этой пьесе Моэма проходит тема куда более глубокая. Куда более спорная.

Ли Тай. Мы пытались править людьми не силой, а мудростью. И многие столетия добивались в этом успеха. Тогда почему белый человек презирает желтого? Сказать вам?
Джордж. Будьте любезны.
Ли Тай (с презрительной улыбкой). Потому что он изобрел пулемет. В этом ваше превосходство. Мы - беззащитное стадо, и вы можете отправить нас в мир иной.

Ли Тай - умный мужик, о чем не перестает говорить хитрая старая ама. Интересна беседа, которая произошла между ним и Джорджем о вмешательстве Британии в ход истории Китая. О навязывании своих ценностей и установлении своих порядков. Даже не пытаясь разобраться в том, что действительно помогает, а что просто откровенно чуждо восточной культуре и может нанести лишь вред. Так нет, сопротивление будем подавлять, своё насаждать, порядки наводить. Когда в твоих руках сила, всё проще. Но самое интересное, что неся недалекий аборигенам свое "просвещение", колонисты свято верят, что действуют во благо. Хотя, тут очень спорный вопрос. И очень сложный выбор - прогресс и развитие при помощи извне с чуждыми ценностями и порядками или естественное развитие, опирающееся на собственные традиции и уклад. Наверное, есть третий путь - создание некоего симбиоза, когда берется всё лучшее и важное, но путь прокладывается свой. Чтобы не звучали справедливые слова обвинения, звучащие как некролог:

Вы разрушили мечту наших философов о том, что миром можно управлять силой закона и порядка...

А ведь это вечная тема. Насаждают, учат, приручают. Не получается умасливать и приручать, вталкивают насильно. "Не умеешь - научим, не хочешь - заставим".

Такой вот получилась пьеса у Моэма. С одной стороны интересная интрига и любовная история, в которой есть свои столкновения из-за понятий долга, существующей в то время общественной морали и отличий в восприятии действий и чувств, в самом взгляде на вещи. А с другой стороны проблемы столкновения культур и вопросы вмешательства или невмешательства в жизнь других. Будь то соседи. Будь то другое государство.

Прочитано в рамках игры "Вокруг Света с... Литературным Персонажем", тур 2 - "Вокруг Света с Эркюлем Пуаро".

Комментарии


Моэм действительно хорош. Может продолжить и за Узорный покров взяться?


Да, можно, но попозже. Потому что опять Китай, опять любовь. Хоть и другая история. Мне надо чередовать, иначе всё кажется на всё похожим.