Больше рецензий

ellebooks

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 марта 2024 г. 23:37

163

4 Спойлер

Отличная книга! Интересная, атмосферная, в меру мистическая, в меру связанная с реальностью, с историей и культурой Египта. По крайней мере с той её частью, которая касается древних захоронений, мумий, гробниц, церемоний и обрядов, сопровождающих человека в загробный мир.

Только вот конец, к сожалению, оказался немного слабоват. Не то, чтобы он был откровенно плохим, просто он ощутимо проиграл тому выдающемуся впечатлению, которое оставило после себя начало.

События, происходившие в то время, как (дословно цитирую аннотацию, чтобы по-возможности обойтись без больших спойлеров) в то время, как мистер Трелони «лежал без памяти между жизнью и смертью, а рука его была покрыта ужасными кровавыми ранами неизвестного происхождения... » - в тот самый момент, по моему скромному мнению, потенциал написанного вполне мог бы сравниться чуть ли не с «Дракулой».

Непонятные события, растущее в воздухе напряжение, странное поведение людей, оставшихся ночью рядом с человеком, который находится без сознания - всё это рождало настолько особенное ощущение! Я отказалась от сна, чтобы не отрываться от книги и узнать что же там будет дальше.

Именно эту половину сюжета я могу назвать самой прекрасной и самой мистической. Именно она до предела взбудоражила мои чувства и разум.

Увы, всё что происходило после, уже не смогло удержать планку на прежнем уровне, не смогло даже подхватить настроение. Впрочем, автор буд-то бы и не старался это сделать, решив слегка изменить жанровую ипостась.

Во второй части текста он почти полностью отошёл от использования средств, помогающих создать ту самую особенную камерную атмосферу вокруг читателя, насыщенную электричеством. Он обратился к истории Древнего Египта, и на основе неё начал создавать собственную легенду, вплетая туда и романтику, и повседневность, и элементы викторианской культуры. В результате подобного преображения жанр книги из мистического перевоплотился в мифический. Причём не в полноценно-мифический, а в роман с отдельными элементами мифа в своём содержании.

Это неминуемо привело к тому, что развеялись тайны и исчезли загадки. Стало очевидно не только всё, что происходит, но и что будет происходить.

Ни одна из последующих попыток нагнать прежний флер тумана и неопределённости не смогла дать того же убедительного эффекта, что естественным образом присутствовал в тексте в самом начале. А «открытый» конец и вовсе лишил удовлетворительного чувства завершённости, которого, по идее, требуют такие истории.

Зато он смог красиво обыграть тот самый романтический миф, сделав его по сути главным смыслом всего произведения. Удивительный это получился фокус - книга, начавшаяся со зловещей мумии вдруг превратилась в книгу про «и жили они долго и счастливо».

Литературное воображение писателя, способного провернуть такое, действительно поражает!