Больше рецензий

2 марта 2024 г. 14:47

97

4 Спойлер Повесть о мученице

Имя Софьи Ковалевской широко известно, хотя далеко не каждый сможет что-то сказать о ее научных успехах. Первая женщина - профессор математики! Тем интереснее для меня было ее литературное наследие, тем более, что эта повесть совсем не велика по объему.
Поначалу она вообще больше похожа на воспоминания: героиня-повествовательница пишет о своей учебе, о возвращении в Петербург, о повседневной жизни, но это быстро забывается, потому что на сцену выходит Вера Баранцова. Мы видим всю ее жизнь, от семейной хроники и до ее судьбоносного решения в финале.
Кстати, в части семейной хроники очень любопытен эпизод, где благородное семейство переживает новости об отмене крепостного права; не припомню, чтобы где-то в самой расклассической классике из того же школьного курса эта тема хоть как-то внятно артикулировалась, я встретила ее осознанно впервые в сборнике Терпигорева "Потревоженные тени". Чем больше я читаю классику, тем больше у меня вопросов к тому, как мне ее преподавали что в школе, что в университете, как, впрочем, и вопросов к уровню и качеству преподавания истории. И ведь это я еще отличницей была и усердно грызла гранит науки.
Обратила на себя внимание вот эта реплика:

Всякий сверчок знал свой шесток, и всем жилось мирно, покойно, как всегда бывает во всяком обществе, где есть прочные устои и где отдельной личности не предоставлено биться головой об стену, ища какого-то своего собственного, отдельного исхода.

Легко предположить, что за ней скрывается горький жизненный опыт самой Софьи Ковалевской.
Описание жизни семейства Баранцовых после освобождения крестьян любопытным образом перекликалось с отдельными очерками из книги Владимир Гиляровский - Москва и москвичи , которую я читала примерно в то же время: там проскальзывали ремарки про дворян, сперва неистово кутивших, а потом обедневших после отмены крепостного права, и как это сказалось на московских цирюльниках, ямщиках и некоторых городских районах. Только Баранцовы разом обеднели из-за того, что семейство и прежде жило на широкую ногу, а тут вдруг пришлось платить по своим долговым обязательствам.
Вера, как самый младший ребенок в семье, оказалась почти позабыта и заброшена, образованием ее никто не занимался и она нашла себе прибежище в религии и в идее мученичества. С приездом вольнодумца-соседа Васильцева и установлением между ними дружбы Вера прониклась кое-какими революционными идеями, но трагические обстоятельства не дали ей продолжить этот путь, и она в какой-то момент оказалась в полном одиночестве в Петербурге, обеспеченной и не знающей, чем себя занять, какое дело себе найти.
Ну а там и еще в отрочестве вросшая в ее душу идея мученичества неожиданно снова получила шанс на реализацию. В конце повести Вера счастлива; но большой вопрос, надолго ли хватит этого ее счастья.
Написано отлично, очень живо, очень правдиво, нигде не ощущаешь пут художественной условности. Героини, может, и не вызывают любви или хотя бы большой симпатии, но понимаешь, что это цельные, сильные души и каждой своя правда.
Обязательно и с больших удовольствием почитаю и другие произведения Ковалевской.

Прочитано в рамках Марафона игры в классики
Тема 8 тура "Эмигранты" - Софья Ковалевская была вынуждена переехать из России в 1883 году ради работы по своей профессии (математика) в Стокгольмском университете