Больше рецензий

1 марта 2024 г. 13:03

153

5 История о добре и зле и двусмысленном мире

Впечатление:

К этой книге я подбиралась аккуратно, маленькими и аккуратными шагами. Прочитанный в прошлый раз «Червь» оставил меня с вопросами - «А что я, собственно, сейчас прочитала?», «Что за лютая наркомания, припорошенная мистикой и религией?» и тому подобное. Поэтому и к «Коллекционеру» я подошла со всей строгостью. Но он меня приятно удивил и вот чем…

Впервые в жизни я испытала, наверное, легкую паническую атаку. Описание того, как Клегг продумывал похищение, размышлял о том, как спрячет свою возлюбленную Миранду в какой-то норе и будет с ней якобы счастливо жить, повергло в ужас и животный страх. Никогда мне не хотелось взять книгу и разнести её от этой несправедливой безнаказанности в истории и мерзкого главного героя. Все его ужасающие приготовления: слежка за девушкой, подготовка подвала к заточению (он конечно поставил ей стол, кровать и книжный шкаф, когда тебя похищают до чтения же..) все эти ремни, укрепления, хлороформ, это не для тонких душевных личностей конечно книга.

Фредерик Клегг (Миранда называет его Калибаном) мечтал просто обломать девушке крылья, как бабочке, ведь он же коллекционирует редкие виды этих насекомых. Главный герой описан, как недалекий, непримечательный, заурядный, но слишком удачливый. Все его желания перерастают в одержимость, и дальше только хуже. Хорошо, что Фаулз показал его таким обычным человеком, без каких-то суперских навыков убийцы, не маньяком уровня Дамера или Фишера.

Текст легко читается, в отличие, от того же «Червя». Книга интересна тем, что разделена на две части - повествование ведется от двух лиц - Фредерика и Миранды. Оба персонажа рассказывают о произошедшем со своей «колокольни», за их интерпретацией интересно наблюдать. Клегг одержим Мирандой, однако он интересуется лишь её образом, каким-то идеалом. Клегг не видит в ней настоящего живого человека со всеми чувствами и переживаниями. При этом главный герой постоянно оправдывается перед нами, читателями и перед Мирандой, что он не хотел никого похищать и держать в подвале, он же просто любит её и хочет быть вместе.

Он даже сказал, что любит меня. А я ответила, вы любите не меня, а свою любовь. Это не любовь, это эгоизм. Вы думаете вовсе не обо мне, а о том, что вы ко мне чувствуете.

Что касается Миранды, то естественно ей нельзя не сопереживать, ведь она до конца стремилась выжить и сбежать от ненавистного Калибана. Однако и в ней прослеживалась некоторая фальшь. Она постоянно рассуждает об особенных людях и о таких, как Клегг. И, конечно же, она причисляет себя к «особенным». Вот только действия и поступки Миранды подчас недотягивают до той личности, которой она хотела бы стать.

Некоторые рассуждения о том, что надо бы поцеловаться с маньяком, а то в их отношениях якобы пропала искра, а Миранда волнуется: имеет ли она право ударить Клегга топором по голове, или это будет недостойным поступком такой доброй ,как она. Так что и Клегг, и Миранда вызывали двоякие чувства, я думаю в том и была задумка Фаулза.

А еще, на мой взгляд, авторская позиция Фаулза такова: автор показывает, как одержимость и желание «овладевать» приводит к потере человечности и моральных ценностей. Это желание разрушает не только саму жертву, но и самого «коллекционера».

О концовке нет смысла говорить, ведь она просто мерзкая. Настолько было неожиданно, что снова стало физически плохо от этой несправедливости. Хотя с другой стороны, что можно было ожидать? Наверное ничего

Я просто заболеваю, когда думаю о слепом, мертвом безразличии, затхлой неповоротливости и консерватизме огромного множества людей у нас в стране. И конечно же, самое отвратительное в них – всепоглощающая злобная зависть

картинка Narykova