Больше рецензий

Espurr

Эксперт

Эксперт Лайвлиба (что? да!)

29 февраля 2024 г. 23:05

8K

0 Эдвард Каллен — сексуален (но только если не лезть к нему в голову)

Маленькие дети очень любят, когда им постоянно рассказывают одну и ту же сказку, читают одну и ту же книжку или показывают один и тот же мультик. Вроде как это объясняется особенностями психики: смотреть или слушать одно и то же приятно, никаких подвохов не предвидится, безопасность, комфорт, вот это всё. И ничего, что у мамы, папы и старшей сестры уже рвотный рефлекс вызывает одно слово «Колобок» или первые аккорды песни Барбариков. Потерпят.

К маленьким детям вопросов нет. А вот к большим — полно. У меня в голове не укладывается, что госпожа Стефани Майер смогла 3 (три, т р и!) раза написать одну и ту же историю с разных ракурсов и успешно её продать. «Сумерки», «Солнце полуночи» и, па-бам, «Жизнь и смерть», где главных героев поменяли полами. Если честно, это вызывает какое-то даже, хоть и смешанное с брезгливостью, но уважение. Не каждый может такое провернуть!

Это я всё пишу, чтобы пояснить: сама мысль о существовании «Солнца полуночи» вызывала у меня коктейль из ярких эмоций. Читать его, я, конечно, не собиралась примерно никогда. Но знаете, «Долгая прогулка» всегда дает возможность упороться. И я не могла её упустить.

Я ждала страданий и отвращения, но знаете, начало книжки меня удивило. Может, дело в моём состоянии к концу зимы, или загрузе на работе, или тех самых глубинных механизмах психики, но поначалу я испытывала какую-то потрясающую радость узнавания. И это при том, что фильм я смотрела один раз лет в 12 (и только первый), первую книжку читала тогда же (и даже тогда понимала, что написано плохо, но об этом попозже). Возможно, дело в популярности «Сумерек» в массовой культуре или чём-то таком, но я, например, прям с нетерпением ждала, когда будет сцена, как он спасёт её от машины, хотя с какого чёрта я вообще помню о существовании этой сцены? Это было неожиданно, и, если честно, очень мозгоразгружающе. То есть начало шло прям хорошо.

Возможно, дело ещё и в другом переводе, который явно получше, чем то, что я читала в детстве. Я ни разу не читала «Сумерки» в оригинале, может, там не такая катастрофа, но первое издание в России было переведено просто из рук вон плохо. Бедный язык, местоимения на местоимении, короткие блёклые предложения. Повторюсь, помню, что даже в детстве именно из-за этого шло откровенно тяжело.

Но тогда я дочитала, и вот почему: классическая тетралогия Стефани Майер, на мой взгляд, обладает удивительной магией. Хочется, блин, узнать, чем закончится. Даже если ты десять раз догадался, даже есть от банальности сводит зубы, а от кринжа темнеет в глазах, этот путь хочется пройти до конца и закрыть книгу с облегчением. Это как по приезде к маме смотреть тупой сериал или, не знаю, телевизионный фильм категории С на России-1, угадывать все сюжетные повороты и лузгать семечки, такого рода сомнительное развлечение, но оторваться невозможно.

А в «Солнце полуночи» такого, увы, нет. Когда проходит морок радости узнавания, когда мозг перестаёт быть жижей после хорошего активного отпуска, книга начинает вызывать то, что изначально и ожидалось. Зевоту, страдания и недоумение.

Эдвард, которому давно не 17 и даже не 37, постоянно унылейше обсасывает в своей голове одну и ту же мысль «я чудовище, я ей не подхожу, ей со мной будет плохо». Белла ВСЕМ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ показывает, что он не прав, но он так привык опираться на свой костыль ака суперспособность читать мысли других, что без неё, видимо, превращается в эмоционального инвалида, идиота, или я даже не знаю, как это назвать. Просто читаешь и так «сходил бы ты в терапию, чувак, у тебя же куча денег и времени». Но нет, конечно, он даже не пытается как-то отрефлексировать свои поехавшие установки.

И самое страшное, что всё, что нам остаётся, это эта жвачка в голове Эдварда. Потому что сюжет что? Правильно, сюжет нам уже знаком. Окей, мы видим немного внутрянки отношения в вампирском семействе, но, честно, характеры героев «качок», «стервозная красотка», «ясновидящая», «невротик», «добрые и мудрые мама и папа» не раскрываются с новых сторон примерно никак. Ну разве что ладно, в начале книги нам показывают некую вампиршу Таню с русскими корнями. Ок, но мало.

Для кого эта книга? Ну я фиг знает. Если это попытка хайпануть на ностальгирующих, то ну я не хочу верить, что уже давно выросшие фанатки получат удовольствие от этой мутоты. На девочек-подростков, которые хотят узнать, что в голове у НЕГО и перенести его любование Беллой на себя и раствориться в этих фантазиях? Ну быть может, но им вроде есть ещё что читать. На любителей поугарать? Вряд ли. Ну тут угарать-то в общем не над чем. «Ууу, я, кажется, её люблю, но я должен держаться от неё подальше, и она меня точно не любит, потому что ну она не может меня любить, потому что я урод, чудовище, отродье ада. А вдруг я ей нравлюсь? Ууу, это ещё хуже, потому что я чудовище, урод, отродье ада» — и так постоянно. Это не смешно, а утомительно. А если ещё учесть, что это мысли древнего старика с блестящим образованием, так это вообще печально и как-то аморально, ну как над Байденом ржать.

Вердикт: годится для чтения в убитом состоянии при условии знакомства с франшизой, но только самое начало. Не годится для рофлов. Не годится для ностальгии. Не годится ни для чего.

Но Стефани Майер, конечно, та ещё шельма. Так всех вокруг пальца обвести и навариться. Моё уважение, даст бог, увидим ещё версию, где главные герои "Сумерек" в параллельной вселенной, или оборотни, или я не знаю, что ещё можно придумать. Читать, впрочем, это я, конечно, не буду.

Комментарии


хорошая рецензия) вот она точно ведьма, это вы правы) я ни разу не читала книги, но меня в их сторону почему-то (!) иногда тянет. и это в мои-то почти 30 лет :) а сейчас как раз пересматриваю фильмы, с которых ловлю кринж, но все равно от них так хорошо почему-то, в них растворяешься и кайфуешь)