Больше рецензий

28 февраля 2024 г. 12:56

68

4

Автофикш - форма эксгибиционизма, не правда ли?

Хотя вот Анни Эрно, нобелевская лауреатка, всю свою жизнь пишущая только о себе и своих переживаниях, так не считает:

«Человека, пишущего о своей жизни, напрасно отождествляют с эксгибиционистом – последний жаждет не только обнажиться, но и быть в ту же минуту увиденным».

Ну ок, а писатель автофикшна - сразу же напечатанным и прочитанным вот и вся разница.

Все произведения Арно укладываются в 100 с небольшим страниц, эта новинка содержит аж сразу два романа: «Обыкновенная страсть» и «Стыд».

«Свою страсть я переживала, как роман, но вот сейчас затрудняюсь определить, что же я пишу: свидетельство в исповедальном стиле, принятом в женских журналах, манифест, протокол или всего-навсего комментарий к тексту».

Арно фиксирует только свои впечатления, объект ее страсти (к слову сказать, русский) почти лишен права голоса, он ей нужен лишь как инструмент изучения собственных глубин.

«Стыд» - это история детства, исходной точкой для которой послужило домашнее насилие: отец чуть не убил ее мать в приступе ярости, и Анни потом всю жизнь пыталась понять (но, слава богу, не оправдать своих родителей).

«Стыд – это еще и панический страх, что теперь с вами может случиться все, что угодно – вы покатились по наклонной плоскости и до конца жизни обречены сгорать от стыда».

Родители Анни не развелись, продолжали жить вместе долго, а вот счастливо… ? Это и пытается понять Арно, фиксируя свои мысли 50 лет спустя.

Читая эту француженку, мне всегда кажется, что так могут писать многие, но Нобелевку дают далеко не всем. Всё вглядываюсь и вглядываюсь в ее дневниковые тексты, но чувствую, что наблюдая за этой эксгибиционисткой, сама становлюсь литературной вуайеристкой

Пойду лучше исландцев почитаю, у них хотя бы юмор в книгах присутствует