Больше рецензий

26 февраля 2024 г. 10:06

410

5 Залезть в голову людоеда

«Благоволительницы» Джонатана Литтелла — монументальное литературное произведение, которое вышло во Франции в 2006 году и сразу же стало бестселлером, вызвав бурю эмоций и споров. Дело в том, что автор предлагает нераспространённую и неудобную перспективу: мир мыслей и чувств преступника. До сих пор истории периода национал-социализма были написаны преимущественно от лица жертвы. Мемуары и воспоминания нацистов фиксировали события, но не говорили о том, что происходит у них в душе.

По этой причине Литтеллу пришлось изобрести своего героя. Его оберштурмбаннфюрер СС Максимилиан Ауэ — скрывающийся военный преступник, который после 1945 года начал новую жизнь во Франции. Он рассказывает о своей карьере в нацистской системе, об участии в массовых убийствах в Украине, на Кавказе и в Освенциме, о войне и гибели Рейха.

Макс берёт читателя за руку как доверенное лицо, да ещё делает его чуть ли не соучастником, ведёт к пропасти. Ауэ — фигура вымышленная, но прообразом выступил бельгийский коллаборационист Леон Дергель. История Максимилиана охватывает 720 страниц исторически точной реконструкции событий. Места, большинство упомянутых высокопоставленных нацистов, подробно описанные преступления и административные процедуры действительно имели место. Ауэ общается с Эйхманом и его помощником Дитером Вислицени, беседует со Шпеером и Гиммлером, встречается с Эрнстом Юнгером и Гансом Франком.

Литтелл создал захватывающий, но не вуайеристский образ войны и разрушения на основе фактов и вымысла. Он помещает исторический, политический, философский и психологический уровни в контекст: что такое человек и как он становится преступником? И неважно, что Ауэ не был реальной исторической персоной. Важно то, какую реакцию вызовет у читателя это многогранное, музыкально составленное произведение. Чтение этой книги завораживает, сбивает с толку, заставляет плакать, злиться, а иногда даже беспомощно смеяться. Литтелл неустанно поднимает перед читателями вопрос о моральной ответственности через своего персонажа Максимилиана.

Ауэ — хладнокровный убийца, невыносимый нарцисс и ипохондрик. Он пробирается сквозь кровь, мозговую массу, фекалии и сперму, не испытывая стыда — ни во время убийств, ни во время своих сексуальных похождений с мужчинами, ни с собственной сестрой. Он человек, полный противоречий: культурный и остроумный, варварский и архаичный, гротескный и трагичный. Но иногда Максимилиан размышляет о чудовищных событиях, о нацистах и их вероломной системе соучастия и критически относится к самому себе. Это Литтелл говорят устами Ауэ, он комментирует драму, ищет ответы, разоблачает ложь и мифотворчество преступников.
Но эти больные люди — сущая безделица по сравнению с обычными людьми, из которых состоит государство и которые по-настоящему опасны, что становится особенно очевидным в нестабильные времена. На самом деле человечеству угрожаем я и вы.
Литтелл не рассматривает нацистскую политику уничтожения в перспективе и уж тем более не приравнивает её к другим геноцидам. Но заметно, что он хочет перенести прошлое в настоящее, чтобы извлечь из него уроки для будущего.

Неудаща