Больше рецензий

26 февраля 2024 г. 09:58

61

5

Во-первых, стоит напомнить, что вся британская литература до последней трети 20 века - это христианская литература. Она написана писателями-христианами для читателей-христиан. Роулинг, по следам Льюиса и Толкиена, просто продолжила эту славную традицию. Добавив много алхимии и артурианства (что считывалось всегда и без исследований Грейнджера - да, фамилия профессора тоже добавляет символизма). И сделала это настолько изящно и вкрадчиво (отнюдь не тайно! цитаты на могилах родителей Гарри и семейства Дамблдоров, - Нагорная проповедь Христа из евангелия от Матфея и послание Апостола Павла коринфянам), что и постмодернисткая "бездушная" масса читателей, и не христиане, и даже те, у кого упоминание христианства вызывает ярое отторжение, - считали все универсальные смыслы и удовлетворили собственную потребность в мифическом и духовном опыте (которая никуда не исчезла). Равно как и потребность постмодернистов в борьбе с предрассудками. В этом, несомненно, гений Роулинг.

Во-вторых, автор и не отрицает, что писательница могла не закладывать всех тех смыслов, которые им найдены (и поясняет, как это работает в литературоведении). Мне показалось, что соотношение домыслов и намерений - 20 на 80 процентов. Но следить за рождающимися параллелями было интересно на все сто.

Итак. В книге разбираются все имена (Том Риддл - близнец загадка; и этот образ "Одна личность - две природы", просто взорвал мне мозг), названия локаций, все животные (да-да, и фениксы, и грифоны, и кентавры и гипоггрифы так-то имеют отношению к христианству), формулировки заклинаний, даже внутренности волшебных палочек. И это - безумно интересно! Я никогда не задумывалась, в чем разница между инкантационной и инвокационной магией, или как "пожиратели смерти" связаны с "пожирателями жизни".

Здесь же мы узнаем, к какой стадии алхимического делания относится тот или иной персонаж. Как с этим связана цветовая гамма каждой книги и этапы турнира Трех волшебников. Где в книге аллегория на крещение Христа (и да, Иоанн Креститель считывается там вполне очевидно), что за богоявление случается в Динском лесу? Почему так важно, что события в Годриковой впадине происходят сначала на Хэллоуин, а потом в Сочельник?

Но, самое главное, что автор не концентрируется исключительно на подобном копательстве. Мы вместе прослеживаем, как в Гарри Поттере воплощается тезис "Смертью смерть поправ". Так-то и сама Роулинг в интервью признавала, что смерть - это центральная тема ее книг. А самая важная сцена всей серии по ее мнению, это разговор с Дамблдором во второй части, когда директор Хогварства говорит Гарри, что "Человек - это не свойство характера, а сделанный им выбор". Позже мы вместе с Поттером проходим через сомнения в деле Дамлдора. От Гарри требуется слепой прыжок веры.

Волан-де-Морт страшится смерти физической и именно этим руководствуется при принятии решений. Тогда как все христиане знают, - что страшнее умереть при жизни. "Что пользы человеку, если он приобретет весь мир, а своей душе повредит".

Во всех книгах Роулинг пишет о силе Любви (в пятой книге ассоциация с завесой в Отделе Тайн и с завесой Храма не проскальзывала ни у кого?). Убежище Гарри от смерти - в ней и в узах крови.

Еще в семнадцать лет, читая последнюю часть, я не могла не проводить параллелей с финальной сценой в лесу. "Я иду умирать", говорит Гарри. Он повинуется предсказанию и следует на жертвенную смерть. В пути его сопровождает мать. Восход солнца. Пронзание плоти. Перенос на вокзал Кинг Кросс (Царский Крест). Поттер становится настоящим повелителем смерти, - потому что не убегает от нее. И умирает он в итоге для зла внутри себя (мы наглядно видим эту часть Волан-де-Морта). А после - призывает Риддла к покаянию.

Роулинг бесхитростно доносит до нас - суд за мысли, слова и поступки после смерти - есть. Здесь Грейнджер не сделал для меня прорывного открытия, но подарил множество новых вводных. Придется перечитывать седьмую книгу! А потом я напишу Джону (он любезно указал свою почту в исследовании) очень-очень подробное письмо.