Больше рецензий

Dolores_C

Эксперт

по книжным чертогам

22 февраля 2024 г. 12:29

240

5 «Какой-то был приблудный ветерок, какая-то подозрительная нежность…»

картинка Dolores_C

«Король, дама, валет» — мой второй роман Владимира Набокова. И снова grand merci этому виртуозу писательского искусства! Этому гению, обладавшему талантом из, казалось бы, банального сюжета развить глубокую психологическую драму.

Здесь, как и в «Камере обскура», Набоков снова выписывает любовный треугольник, в котором он и она хотят прибрать к рукам денежки богатенького простачка. Однако на том же самом фундаменте Набоков умудряется построить совершенно другую историю с другими типажами и характерами, с иным финалом. Если что и объединяет эти два романа, так это напряжённая, моментами совершенно триллерная атмосфера, напомнившая мне некоторые фильмы Хичкока.

Набоков психологически тонко выписывает портреты героев. Особенно Марты и Франца. Она — красавица за тридцать, отчаянно скучающая в своём вроде бы успешном браке. Он — неловкий бедный юноша, которому с первых же минут знакомства напрочь сносит голову красота Марты, чья неприступность подчёркивается ещё и тем, что Марта замужем за его дядей. Поначалу ею движет относительно невинное желание развлечься, завести любовника, потому что любовники есть у всех. Что тут такого? Им движет низменная любовь и горячее желание обладать этой утончённой, дорогой красотой, стремление почувствовать себя нужным и любимым. Их похотливая страсть постепенно приобретает болезненный, созависимый характер, а затем и вовсе получает неожиданное, страшное развитие. И чем дальше они заходят, тем более жалкими и ничтожными становятся.

У романа Набокова есть сюжетно важная точка соприкосновения с «Терезой Ракен» Эмиля Золя. Однако пишут авторы очень по-разному. Меня жутко раздражала манера Золя навешивать на своих героев ярлыки, топорно, что называется в лоб, давая им вполне определённые характеристики, снова и снова повторяя одно и то же на случай, если читатели не поняли с первого раза. Набоков же, описывая чувства своих героев, в чём-то похожих на героев Золя, делает это куда изящнее, заглядывая ещё глубже в их чёрные души, но при этом не навязывая читателям своё авторское отношение к ним. Для меня это очень ценно.

Здесь, как и в «Камере обскура», я не смогла предугадать финал. Но если там он причинил мне душевные муки, то здесь — доставил удовольствие и подарил чувство полного морального удовлетворения. Признаюсь, последние страницы я дочитывала с язвительной усмешкой на губах. Если есть на сете фатум и карма, то вот они, во всей своей красе.

Теперь, после двух прочитанных романов, я со всей ответственностью заявляю, что Набоков с триумфом врывается в список моих любимых авторов. Я абсолютно очарована его кружевным, поэтичным слогом и его умением препарировать человеческие души со всеми их слабостями и пороками. Просто браво!

Комментарии


Неожиданное сравнение с Золя.
Интересно.
А вообще Набоков любит поиграть с писателями.
Не знаю, поиграл лм он с Золя, но точно поиграл Драйзером и его Американской трагедией, и Идиотом Достоевского.
Кстати, Набоков любит тайно появляться в своих романах.
Вот и тут он появился в конце самом, на пляже, со своей женой, как отблеск чистой любви.

Вы с таким трепетом о Набокове..
Удачного дальнейшего знакомства!
Он очень разный.


Возможно, Набоков не намеренно решил поиграть с Золя, но определённые точки соприкосновения есть. Например, тот же способ избавиться от неугодного супруга, что и в "Терезе Ракен". А способ, как мне кажется, не самый распространённый)
Спасибо за информацию об игре с другими писателями и о своеобразных камео в книгах. Очень любопытно!
Да, уже по одним только аннотациям складывается ощущение, что Набоков везде разный. Тем интересней)
Буду понемногу осваивать его творчество. Спасибо!)