Больше рецензий

quarantine_girl

Эксперт

без особой фантазии

20 февраля 2024 г. 20:30

546

3.5 Безумная семейка

– Я же не расспрашиваю о вашей семье.
– И я не расспрашиваю.
– Но у вас вид заинтригованный.
– Естественно. Вы так загадочно молчите о ней.
– Я думал, что обо всем молчу загадочно.

Эту книгу мне посоветовали в одной из игр, где из-за несколько необычных правил (например, там нельзя прописать общие ограничения), я не написала о том, что не люблю книги с военной тематикой. Да и как-то так вышло, что я сама не заметила, что в этой книге есть и военное, и предвоенное, и послевоенное время, а в той аннотации, которую я читала, этого не было, хотя в целом она и оказалась весьма близка к сюжету книги. Для чего я об этом говорю? Я прекрасно понимаю, что это негативно воздействовало на то, как я воспринимала эту книгу, поэтому она мне понравилась меньше, чем могла бы.

Что еще мне не очень понравилось в этой книге и что не касалось военной темы (все же не для всех это запретная тема)? Для начала то, что они дружно бесятся с жиру. Потом то, что история не о чем. В карточке книги есть прекрасная цитата из одного интервью, которая частично объясняет это:

- Не могли бы вы рассказать о зарождении замысла "Возвращения в Брайдсхед"?

- Во многом он явился продуктом своего времени. Если бы роман не был написан тогда - в ужасное военное время, когда нечего было есть, - он был бы совсем другим. Суть в том, что изобилие воскрешающих прошлое описаний и избыточность деталей - прямое следствие лишений и сурового аскетизма тех лет.
/Из интервью Ивлина Во "Писатель должен быть реакционером"/

И то, что там называют "избыточностью деталей", я бы скорее назвала перегруженностью сюжета линиями, которые не имеют смысл, а "продукт своего времени" — злободневная история, которая давно устарела и у которой нет нормального завершения.

И да, героев довольно-таки много, их судьбы постоянно вспоминаются к месту и не очень. Интересно ли за ними наблюдать? Чаще всего нет, потому что слишком многие исчезают, когда к ним привязываешься, так что узнать, что этот кто-то спустя несколько часов после последнего появления вдруг нашёл себе противную вдовушку-моралистку или решил, что не хочет жить в монастыре, но хочет отдавать жизнь благотворительности где-то в другой стране (для меня это вдвойне странно, потому что изначально в том герое чего-то такого не было заметно; на всякий случай уточню, что я говорила о двух персонажах, один женился, другой уезжал), узнать это было не очень уже и интересно.

Скачки во времени часто не ощущаются, особенно в первых главах в Оксфорде. Временами же они были... странными? Несколько странно было узнать о том, что один из главных героев поженился где-то за кадром как раз в один из скачков. Интереснейшее путешествие по зарубежным странам, откуда главный герой привез отличные картины, рассказано по минимальной программе, оно тоже попало в скачок. На этом список не заканчивается, но спойлерить лишний раз не хочу, так что — и так далее.

Вообще все время чтения я не могла перестать воспринимать этот роман как семейную сагу, с огромной семьей аля змеиное гнездо, вечными спорами на пустом месте и квартирным вопросом. Сейчас даже решила уточнить, не показалось ли мне это, но если и показалось, то не мне одной. На фантлабе и лайвлибе об этом не говорят, но и в википедии, и в подборках на том же лайвлибе, и на других сайтах этот роман называют именно семейной сагой, так что теперь вы еще точнее можете представить, что ждет вас в этом романе.

В общем, если вы ищете английскую классическую историю, связанную с военным временем, то обратите внимание на этот роман

Книга прочитана в рамках игры "Дом мечты" в 《Уютной кофейне》 и игр в 《МОПС》, а также марафона "Игры в классики"
Книга прочитана в рамках бонусного тура "Четырёх сезонов" по совету  eirene-a
Спасибо!
image_862812180848277150267.gif