Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

30 августа 2014 г. 21:35

122

3

Загадка происхождения славян с древних пор волновала учёных исследователей и простых искателей-любителей. Вот и известный в Беларуси популяризатор отечественной истории А. Тарас присоединяется к их числу. Вплоть до начала 2000-х беларуская история оставалась исключительно прерогативой профессиональных историков, тогда как у ближайших соседей историческое прошлое их стран давно стало полем для всякого рода спекуляций. Зато за последние 10 лет этот «пробел» наши «исследователи» попытались освоить с лихвой.
Фигура А. Тараса – противоречивая, как и его исследовательские ориентиры: тактика рукопашного боя, самооборона и деятельность спецподразделений, надводный и подводный флота, и даже… тема воспитания трудных подростков. И вот уже 8 лет как он взялся за историю. Черты характера преклонного человека вполне заметны в его книгах: стремление к «обличению», лишь его мнение – «истинно верное», на основании одного противоречия – подгоны новой собственной спекулятивной концепции, охота за «сенсациями». Так и его книги на историческую тематику самые неравнозначные по уровню исследования и выводам. Наиболее спекулятивными выходят глобальные темы, где автор пытается вывести собственные концепции. Впрочем, узкие темы (Грюнвальдская и оршанская битвы и т.п.) имеют в его книгах высокий исследовательский уровень.
В отличие от других научно-популярных книг «Предыстория беларусов» отличается сухим языком изложения». А. Тарас не является автором данного сборника, а его составителем. Руководствуясь при этом стремлением охватить наиболее противоречивые и спорные вопросы в древнейшей белорусской истории. К таковым автор выделил:
- вопрос о роли славян в формировании населения будущей Беларуси;
- этногенез беларусов в целом;
- связанный с этим вопрос об истоках белорусского языка;
- проблема происхождения т.н. литвинов;
- роль различных этносов в формировании ВКЛ (кто же стоял у его истоков – современные предки беларусов («литвины»), или литовцев («летувисы» в терминологии Тараса).
Автор, стремясь показать новые концепции, в тоже время боится осуждения официальных исследовательских кругов, а поэтому предлагает нам в данном сборнике исследования сразу представителей двух концепций: тех, кто считает предков беларусов славянами, и тех, кто видит в них исключительно балтов. Самого себя отнеся при этом ко вторым.
Интересно, что составитель привлёк в сборник как маститых титанов исторической науки (Г. Штыхов, В. Носевич, В. Титов – при этом громит их), так и откровенных неспециалистов, зато не глумящихся выдвигать самые невероятные концепции. Максим Петров имеет звание доктора наук (информационные технологии) - вряд ли имеющее отношение к истории, Иван Ласков и вовсе назван литератором! – в его заслугах А. Тарас отмечает: «автор повестей, рассказов и стихотворений» ! :-). Вряд ли стоит ожидать от них серьёзного вдумчивого исследования – зато популяризируют новые концепции они неплохо.
Впрочем, есть в книге интересное историко-генетическое исследования А. Микулича, выводы которого А. Тарас переворачивает с ног на голову и опять подстраивает под свою концепцию. А. Тарас, напоминаю, - противник теории проникновения славян на наши земли, а значит предками беларусов были только балты. Об этом по подробнее. Генетик А. Микулич делает вывод о том, что «беларусы (популяция местных жителей) ведут свою родословную на протяжении не менее чем 130-140 поколений, то есть начиная с даты 1500 лет до Р.Х.». Используя данные двух генетических экспедиций с тысячами проб в обоих случаях Микулич приходит к выводу: «обоснована гипотеза о существовании прославянского генетического сообщества в ареале предков». Однако Тарас тут же поправляет историка-генетика, ссылаясь на невидимых учёных (были ли они вовсе?) он заявляет: «ряд учёных считает некорректным отнесение их к категории прославян. Это были балтские племена». А. Тарас утверждает – славяне – простой набор материальных и духовных достижений нескольких племён, находящихся на далеко более высоком уровне. На протяжении трёх волн носители этих «славян» проникали на беларуские земли и распространяли эти самые достижения. При этом Тарас оговаривает – местное население всегда оставалось чистокровно балтским, а значит – не смешивалось с носителями «славянства», которые только передавали свои знания? А далее что – они исчезали бесследно? Теория явно не выдерживает проверки.
«Предыстория беларусов» хороша тем, что предлагает нам как новые, так и старые проверенные временем взгляды, и каждый из нас должен самостоятельно определить на чьей он стороне. Именно поэтому данная книга полезны лишь вдумчивым читателям, способным самостоятельно разобраться, где поток научного материала, а где – авторские домыслы. Читайте и делайте выводы.

Комментарии


Большое спасибо за информативную рецензию. Можно ли ожидать того, что далее будете рецензировать книги из той же серии о белорусской истории в хронологическом порядке?


Книги серии «Неизвестная история», посвящённой белорусскому прошлому уже рецензировал:
«Люблинская уния»
«1812. Трагедия Беларуси»
«Шедевры нашей старины»
На очереди – ещё несколько книг. Вряд ли это будут обзоры в хронологическом порядке.
Кстати, курируя серию, столкнулся с тем, что более трети изданий, особенно последних лет – простая спекуляция. Как правило, такие книги выходят в издательствах Прибалтики небольшим тиражом всего в 200 – 300 экземпляров, и представляют интерес скорее для статистики. Именно поэтому даже не вносил их в подборку (зачем читать всякий шлак), тем более что достать их – практически невозможно.


Спасибо.
Ещё один справочный вопрос на будущее. Тему знаю не досконально, возможно, вопрос покажется чудаковатым: если только Переяславская Рада 1654 года повлияла ощутимо и на Белоруссию, каких белорусских авторов посоветуете по этой теме?


Конечно повлияла. Территория будущей Беларуси стала ареной для кровавых столкновений войск обеих сторон в последующей войне 1654 - 1667 гг. При этом местное население симпатизировало как тем, так и другим (целые города часто резко меняли свои приоритеты - в зависимости от насилия москвичей или поляков - а практически все вырезали целое население без разбору). Беларусь, кстати, наиболее пострадала в этой войне - 75% местного населения было истреблено, а наиболее талантливые мастера, художники и архитекторы, в качестве "трофеев" были увезены в Москву, где создавали настоящие шедевры, либо распространяли в Московии просвещение (тот же Симеон Полоцкий - подробнее здесь, книг, ему посвящённых - достаточно много).
Признанным в Беларуси специалистом по войне 1654-1667 гг. является белорусский писатель Генадзь Саганович и его книга "Невядомая вайна" ("Неизвестная война") - скачать её можно здесь. Книга, правда, на белорусском, не знаю был ли её перевод на русский язык, но можно покопаться в интернете.
Главнокомандующему польским войском 1653-1655 гг. Янушу Радзивилу так же посвящено много исследований белорусских авторов. Тот же известный у нас популяризатор отечественной истории Витовт Чаропко рассмотрел его в одной из глав к своему сборнику "Лёсы ў гісторыі" ("Судьбы в истории"), и сборнику "Уладары Вялікага княства" ("Хозяева Великого княжества").
У того же Анатолия Тараса есть книга “Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой в XIV – XVII вв." - белорусский взгляд на происходящие в те годы события.
Это то, что могу сразу сказать из научной литературы по этой теме. Этой же теме посвящено масса художественной литературы. Если нужна ещё информация - могу отписать.


Спасибо большое. Как раз в сентябре буду заниматься улучшением знаний по средневековью - новой истории всей Руси, очень помогут Ваши советы.
Белорусскую художественную литературу не знаю совершенно, так что рекомендации по обсуждаемой теме были бы очень полезны.
Есть ощущение у меня, что со временем происходящие в Новороссии события сильно повлияют и на историческую науку. В Киеве (если хунту в течение года не сменит вменяемое правительство) будут всячески очернять образ России, все те, кто в ходе истории стремился к единению с Россией будут приписываться к национал-предателям. Будет очень интересно следить за трансформацией образа Богдана Хмельницкого, за трактовкой событий 1654 года. Как Вы думаете, в белорусской исторической науке всё это существенно отзовётся?