Больше рецензий

17 февраля 2024 г. 20:47

341

4

Мне сложно сделать вывод, о чём это произведение, даже несмотря на то, что я читаю его во второй раз. Как же сложно его понять школьникам! Ведь "Матрёнин двор" относится к школьной программе. В нём поднимаются разные темы, описывается советское время, деревенская жизнь, в которой современные школьники не жили, а старый слог лишь усложняет чтение.

Возможно, это произведение о жадности. Жадное государство, что не выдавало торф населению, но следить, чтобы не воровали, не скупилось - наняв охранников. Заслуженную пенсию приходилось "выбивать", да и, к тому же, доказывать потерю кормильца, мужа. Жадность председателя колхоза, который сам запасся торфом. Жадная Матрёна, которая ходила в лес воровать тот самый торф, хотя у неё была целая машина торфа от её квартиранта. Жадность Матрёниной дочки, которая хотела захватить часть земли. Жадность мужика, который не дал хороших дров для саней. Жадный тракторист, который не стал дважды ехать, перевозить брёвна. Жадность Матрёниных сестёр, которые делили дом покойной. Можно сказать, что вся эта жадность от нужды, но все были довольны своей жизнью. Да и, в целом, вся эта суета с переездом заставляет вспомнить пословицу – "Сделал дело – (бухай) гуляй смело".

Возможно, это произведение об отсутствии чести. Даже на таких мероприятиях, как похороны и поминки. "Голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства. Близкие, вытянули папиросы, закурили, раздались шутки, смех." Не успели похоронить Матрёну, как люди захотели украсть оставшиеся брёвна. Нет чести и у государства. "– А что – пенсия? – возражали другие. – Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет". Нужно было доказать то, что и так кажется очевидным, нужно – добыть справки; справку заверить, принести это всё в собес, ещё раз отнести, исправив, что сделано не так, и по-новой отнести. Также видно и халатное отношение к работе: пьяные перевозки, неосигналенные паровозы и неохраняемый переезд.

Доброта, которую хотел показать автор, больше выглядела как наивность, которой некоторые пользовались. "Все отзывы о Матрёне были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросёнка не держала, выкармливать почему-то не любила; и, глупая, помогала чужим людям бесплатно". Главный герой под конец тоже склоняется к общему мнению: "Поросёнок-то в каждой избе! А у неё не было. Что может быть легче – выкармливать жадного поросёнка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него – и потом зарезать и иметь сало. А она не имела… Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни. Не гналась за нарядами".

Тема "того самого праведника" до конца не раскрыта. Почему я и другие должны идти за Матрёной? И, как следствие, не понимаю, почему люди делают из неё любимца, восхищаясь ей.

Выглядит всё как антиутопия. Но примерно так жили наши родители и, к сожалению, примерно так живём и мы.