Больше рецензий

Kotofeiko

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 августа 2014 г. 13:29

100

4

Есть спойлеры, куда же без них...

Мне никогда не нравились классические викторианские романы. Диккенс казался слишком приторным, Энн Бронте - излишне религиозной, а сюжет "Джейн Эйр" мне лет пять назад восторженно пересказала одна знакомая. Год назад то же самое сделала другая. После этого я поняла, что... больше не надо. Но "Ребекка" (которая, в сущности, не является викторианским романом) оказалась намного лучше, чем я ожидала.

Итак, в самом начале книги мы знакомимся с главной безымянной героиней романа, названного женским именем. Всех, значит, назвали, а её - забыли. Мне это чем-то напомнило такую традицию: иногда к жене обращаются не просто по фамилии мужа, но и по его имени. Миссис Максим де Уинтер. Звучит ужасно.

Судя по другим рецензиям, многих раздражала главная героиня - вначале или даже на протяжении всего романа. В сущности, сперва я тоже испытывала к ней нечто подобное. Но, как оказалось, авторы рецензий имели в виду совсем не то, о чём я думала.

Я прекрасно понимаю все те чувства, которые испытывала героиня, оказавшись в Мэндерли. Знаю, как ей было неприятно, стыдно и неловко в некоторых ситуациях. Например, после того случая с маскарадным нарядом. Или тогда, когда ей позвонили по внутреннему телефону и обратились к ней: "Миссис де Уинтер?". А она, подумав про то, что речь идёт о Ребекке, ответила: "Миссис де Уинтер умерла год назад". Очень некомфорто постоянно чувствовать, что ты допускаешь ошибки одну за другой, что тебе ничего нельзя доверить, да ещё и все ставят тебе в пример какую-то Ребекку. Поэтому к тому момент, как героиня приехала в Мэндерли, я уже относилась к ней с сочувствием и пониманием.

Вполне представляю, что это такое: когда нет врождённого чувства такта, умения подать себя, управлять домом и слугами, устраивать шумные празднества и развлекать гостей, заниматься всеми этими бессмысленными ("зато аристократично") занятиями, вроде охоты или игры в гольф. Хочется не обращать внимания на все эти условности и правила хорошего тона, относиться к человеку так, как он того заслуживает, не считаясь с его положением в обществе, говорить то, что думаешь и чувствуешь, не пытаясь лицемерить и произвести впечатление.

Почему же тогда вначале героиня мне не понравилась? Меня не удивляет, что она так быстро решилась выйти замуж. Я бы тоже, наверное, сбежала бы от миссис Ван-Хоппер с кем угодно. Меня раздражало то, что она полюбила Максима. Миссис Максим де Уинтер, безымянная, беззащитная, преданная тень собственного мужа, который мудрее, сильнее, старше... Ребекка мне в этом плане ближе: она не подчиняется Максу, не любит ни его, ни кого-либо другого. И, если бы не её болезнь, думаю, она не стала бы провоцировать мужа на убийство.

Что касается сюжета... Мне вспоминается одна история.

Известный голливудский режиссёр решил показать своему другу новый сценарий. В конце фильма главная героиня умирала, и для того времени, когда происходила эта история, отсутствие хэппи-энда было очень необычным. Словом, режиссёр ожидал, что друг восхитится его оригинальностью. Однако тот заявил: "Финал слишком предсказуем. Я могу позвонить своему знакомому, пересказать ему начало фильма, и он сразу догадается, чем всё закончтся". Состоялся разговор. "Да зачем ты спрашиваешь? И так понятно, что главная героиня умрёт!" - сказал знакомый.

Я не обладаю талантом этого человека, даром Шерлока Холмса или чем-то в этом духе. Мне редко удаётся предугадать, чем закончится книга или фильм. Я, например, ожидала от этого романа мистики, потому что была уверена, что Ребекка жива. Либо её призрак поселился в доме. Когда же Максим сознался жене, что убил её, мне на мгновение показалось, что он сейчас убьёт и новую миссис де Уинтер. Правда, мне заранее было известно, что это не так: финал истории мы узнаём уже из первых страниц книги.

Так что некоторые сюжетные ходы в произведении были для меня неожиданными. Поэтому книга пришлась мне по душе. Хочется почитать ещё новеллы Дафны дю Морье, надеюсь, они окажутся не менее интересными.

Рецензия написана в рамках игры "Четыре сезона. Осень". Благодарю за совет Romawka20 .

Комментарии


Очень рада, что Вам понравился роман


Спасибо!)


Когда же Максим сознался жене, что убил её, мне на мгновение показалось, что он сейчас убьёт и новую миссис де Уинтер.

Вполне возможно, если бы было продолжение =)


Мне почему-то Синяя Борода вспомнился) Мол, ты узнала мою тайну: я убил свою жену, а теперь я убью тебя) А продолжение, по-моему, есть, только другого автора, "История Ребекки", кажется, называется.


Что-то я в поисковике такое не нашла, да и думаю, это все не то уже)


Скорее всего) Я в вики видела:

Такая категоричность со стороны писательницы, тем не менее, не помешала её наследникам дать разрешение американской писательнице Салли Бауманн (англ.) на написание сиквела романа «Ребекка». Книга вышла в 2001 году под названием «История Ребекки» (англ. Rebecca's Tale)[48]. До этой книги, в 1993 году издательством был опубликован роман «Миссис Де Винтер. Продолжение романа Дафны дю Морье „Ребекка“» английской писательницы Сьюзан Хилл[49].

Неймется же людям, писали бы свои истории с кучами продолжений =)


меня тоже удивило, что у главной героини нет имени. я поначалу подумала, что пропустила его


И эта безымянность о многом говорит. Особенно на контрасте с именем Ребекки, которое у всех на устах.


Иногда такой приём ещё используют, чтобы читатель мог представить себя на месте главной героини.


Интересная мысль. Я бы не подумала идентифицировать себя с героиней именно потому, что имя неуказано, обычно работают другие зацепки.


Автор может, кстати, сделать героиню бесхарактерной, чтобы человек подсознательно наделял её своими чертами характера.


Как бы чистый лист, очень интересно, никогда не думала в таком направлении. Видимо, на меня это не действует, так как я эту героиню своими чертами характера не наделяла и не отождествляла с ней себя.


Да это, в сущности, не моё личное наблюдение) Встречала эту мысль в некоторых рецензиях - не на эту книгу, а вообще. Обычно, когда повествование ведётся от лица главного героя, ему сильнее сопереживают. Многие люди не могут полюбить книгу, если им не понравился главный герой как человек.