Больше рецензий

15 февраля 2024 г. 23:56

481

4 Овцы, семья, любовь и долг

Роман Колин Маккалоу охватывает длительный исторический период, более половины XX века. Это достаточно глубокий труд, не без недостатков, в котором сочетаются и приключения, и любовный роман, и история, и семейная сага и, в какой-то степени, философия. Скелетом произведения служит судьба жителей Новой Зеландии и Австралии - членов семьи потомков переселенцев. Они выживают, работают, занимаются бизнесом и растят детей.

Я нашел чтение романа довольно приятным с приличном количеством позитивных моментов. С первых страниц книги сопереживается судьба персонажей. Многие из них достаточно глубокие для создания прочной связи.

К положительным сторонам произведения я хотел бы отнести также доскональное погружение в быт и процессы овцеводства. Это интересный способ познавать культуру столь далекой земли. Мне, как человеку обитающему в северном полушарии, приходилось постоянно держать в голове зеркальный календарь сезонов. Внимание к деталям и трепетное восхищение природой создают мечтательное настроение. Не раз герои оказываются в различных экосистемах, и каждый раз образный язык позволяет погрузиться в батискафе в окружающую героев действительность: будь то яркая иссера-разноцветная поляна попугаев, мигрирующие кенги, влажные тропики, райский атолл или глубоко высохшее за годы засухи пастбище. Многие термины (виды деревьев и животных) пришлось искать, но тем прекраснее картины рисовало воображение с новыми данными.

Следующим достоинством романа я назову отношение к историческим событиям. Интересно освещена Вторая Мировая Война с точки зрения южных островов и континентов. Причем свои нюансы находятся и в тылу, и на передовой.

Мне понравилось разделение романа по главам, описывающим длительные периоды жизни персонажей. Перемешение стремительно развивающихся событий с размеренными эпохами позволяет и прочувствовать рост напряжения, и расслабиться после его развязки.

Однако вместе с тем мне не понравилось обилие далее изложенных нюансов. В первую очередь я наконец понял разницу между нравоучениями и проповедями. Авторка просто обожает последние. Много было слов сказано о долге и любви, а также об их противопоставлении. Иногда, когда читаешь точку зрения далекую от твоей, можно испытать удивление, интерес, пренебрежение, отторжение. Когда её нагло в глаза проговаривают несколько раз, это начинает раздражать. Тем более, когда не можешь вступить в дискуссию, и кажется, что автор недостаточно компетентен в вопросе. В данном произведении было несколько моментов, в основном касающихся веры и любви.

Не последнюю важность для романа имеют его герои. Для начала, как бы избито это ни звучало, memento mori. Было бы недальновидно, с точки зрения логики повествования, описывая более полувековую историю поселения, никого не "убить". И здесь есть небольшой краеугольный негативный элемент: чрезмерная сакрализация смерти. Так или иначе, большая часть сюжетных поворотов связана именно с ними. Смерть в данном романе - то, что заставляет героев двигаться, после или в преддверии её обязательно кто-нибудь куда-нибудь едет. Не могу сказать, что она держит весь сюжет, но связывает теснее.

В первую очередь основные действующие лица - члены одной семьи. Важно это по нескольким причинам: по ним видно, как по-разному складываются судьбы в зависимости от характеров, и как одинаково складываются характеры в зависимости от любви, внимания, воспитания. Семья Клири постоянно держится вместе и уход одних членов семьи болезненно сказывается на других. Для Фионы - матери семейства - вся жизнь была будто чередой смертей, не всегда реальных, но каждая по-своему накладывающих тень на душу человека. Для Мэгенн жизнь с детства состояла из прекрасных ожиданий и ярких чувств, стощих перед незаслуженным битьем бичом по пальцам. Для Джастины действительность состояла взаимно любви к брату и такой же взаимной неприязни с остальными. Она будто играла то, что хотела почувствовать, без возможности осознания реальности своих переживаний.

Мужчины данного романа - простейшие люди и загадки для авторки. Они очень нетипичны по отношению к остальным и очень похожи друг на друга. Что касается мужской половины Клири - они нелюдимы, добродушны и теплы. Они любят свой дом, свою семью. Фрэнсис будто бы отличается от остальных своим нравом и свободолюбием, но вне дома он не слишком счастлив.

Ральф де Брикассар - в начале произведения - молодой священник часто наведывающийся в Дрохеду, всеми любимый и изысканный. Он всегда предстает венцом благочестия и не может даже представить себе нарушение обета. Тем не менее, он умеет любить, как внушает нам автор, и не без последствий.

Что ещё стоит упомянуть. Меня трогали сцены выражения любви и тепла и пробирали до дрожи и презрения сцены насилия в той или иной форме. В этом плане натуральность происходящего изображена довольно достоверно и работает как нельзя лучше.

Люк как персонаж. Неприятно (и для меня неоправданно), но интересно и живо предсталена перемена человека после свадьбы. Именно такими кажутся карьеристы и трудоголики, особенно когда эти две черты слились в один коктейль.

Несмотря на обилие вызываемых эмоций и происходящих событий я всё ещё соглашусь с определением данного произведения как простой саги о семье. Символизм видится формальным и поверхностным, а легенда, лежащая в основе - притянутой за уши. Если смотреть на легенду и пытаться отразить её суть в судьбе героев - подойдут будто многие, и будто никто. Сложно заметить шип, о который бьются герои, а также услышать их песню или найти её прекрасной. Мало-мальски на эту роль подходит Дэн, апогеем его существования можно назвать случай в Греции, но только сильно обобщив.

Выводы. Произведение привлекает внимание своим погружением в быт овцеводства и живописными описаниями природы. В нем есть проповеди, жизнь и смерть людей, коварство и интрига, - это всё делает его довольно интересным для чтения. Однако есть и недостатки. Среди них, по моему мнению, отсутствие истинной любви, несмотря на её учение. Для общего развития, читать роман не рекомендую, но из интереса к чему-то необычному (для европейских произведений), переживания эмпатии к героям, соучастия их судьбам - считаю труд Колин Маккалоу достойным.


Источник