Больше рецензий

13 февраля 2024 г. 16:21

90

4

«Лабиринт» - то, чего никак не ожидаешь увидеть в книжной серии с сентиментальным названием, где публиковался young-adult для девчонок нулевых годов вместе с благопристойными советскими повестями. История одного подвала, где разбиваются сердца и судьбы.

А начинается всё с того, что в одну (пост)советскую школу с безразличными учителями и жестокими школьниками приходит Арина Васильева или Кувалда. Старые её друзья остались в прошлой школе, в новый коллектив надо не просто влиться – врезаться, влететь с размаху. Эту возможность Арина получает сразу же по приходе в свой новый класс: подонки-одноклассницу задорно загоняли местную изгойку Соню Чумакову, и местный то ли клоун, то ли псих Коля по прозвищу Пупок уже приготовился.... эээ... сделать несчастную нерукопожатной, и местная заводила, Вика Сёмушкина, выжидающе-побудительно смотрит на него. Арина отбивает Соню, и между ними зарождается дружба.

Повесть как раз и держится на противостоянии Сёмги-Сомушкиной и Кувалды-Васильевой. Обе за счёт Сони-Чумки пытаются самоутверждаться: Сёмга – за счёт унижения, Кувалда – за счёт показательного спасения. Обе тщеславны, самолюбивы, властны. Только Кувалда склонна с людьми всё же дружить, осознавая выгоду добра, а Сёмга извлекает выгоду из своих пороков. Их прозвища сами по себе несколько символичны. Вика-Сёмга плавает в мутном море пороков, жестокости, похоти, словно рыба в воде, и умудряется выскальзывать из всех ловушек не просто невредимой, а даже не напуганной. А Кувалда и есть кувалда – сильная, крепкая, сокрушительная, но тупая. Будучи вовсе не плохой девчонкой, Кувалда могла бы употребить свою силу во благо себе и той же Сонечке, но ударилась в амбицию, поддалась соблазну «сделать» Сёмгу, и всё погубила.

Сёмги почти всегда выигрывают – против подлости крайне сложно бороться. Не обольщайтесь её распутностью, хамовитостью, упоённой жестокостью, даже влюблённостью в гопника, изгнанного из школы: головы Вика не теряет. Её дневник и то, что она легко совмещает отличную учёбу с подвальными вакханалиями, это подтверждает. Такие девицы выжимают максимум из всех встреченных ими людей, используют себе во благо любой свой опыт, будь это ранняя половая жизнь или употребление запрещённых веществ, извлекают выгоду из любой мелочи, легко подставляют и уничтожают, потому что учились этому с детства. И уж точно не выходят замуж по залёту в шестнадцать лет: хватки и ума избавиться от нежелательных побочных эффектов у них хватает. Это жестокие, но весьма неглупые мерзавки. Их не захлёстывают эмоции, как случилось с Кувалдой.

И Чижики не проигрывают, не гибнут, потому что всегда в состоянии защититься: если не спрятаться за спинами родителей, то кстати поиграть ямочками на щеках и мило стрельнуть глазками. Василине Чижевской очень повезло родиться в обеспеченной поддержкой, сплочённостью, относительной адекватностью и материальными благами семье, где её могут успокоить и убедить остаться дома, а не нырять в омут подвала.

А для Сонечки Чумаковой, Чумки, Чумизы, спасения изначально нет. Она никому не нужна, и чувство собственной ненужности, никчёмности она безысходно усваивает и существует с ним. С такими девочками, уверенными в своём ничтожестве, регулярно происходят беды. Соня тянется к любому человеку, проявившему к ней хоть какое-то внимание, будь то поддерживающая Арина или переменчивый, то жестокий, то относительно дружелюбный Кирилл-Дикарь. Его грубость, сменившуюся вниманием, Соня принимает если не за любовь, то за неравнодушие к ней. И это отношение ей кажется прекрасным в сравнении с тем, что ожидает её дома – безразличие, обвинения матери и бесстыдная похоть отчима. Увы, Соня была обречена, едва псих Пупок встал над ней.

В моей юности подобного рода люди перебрались в гаражи, позже – в «хаты», на «вписки» к взрослым друзьям. Но сами характеры и само явление, может быть, преломившись в смене эпох, увы, остались.