Больше рецензий

13 февраля 2024 г. 12:16

205

5 Чувства и пороки рода человеческого

С этой пьесой я познакомился лишь благодаря своему безмерному уважению к Михаилу Афанасьевичу Булгакову, чьим любимым произведением и стал «Фауст». По этой же причине пьеса стала не просто художественной литературой, как многие другие книги, эта книга – моя целая исследовательская работа по «Мастеру и Маргарите», ведь, как известно, много образов Михаил Булгаков списал именно отсюда. Книга произвела на меня, конечно же, неизгладимое впечатление. Это сильная пьеса о пороках человека. Но давайте обо всем по порядку.

Итак, на свете живет свети тьма. Свет представлен Богом, тьма – Сатаной. Есть вероятность, что они сотрудничают между собой, а не враждуют – это проповедуется в пьесе Гёте. В очередной раз к Богу пришел Мефистофель (видимо, прообраз Дьявола) и доложил о том, что «земной мир ужасен, люди из скотов стали скотинами». На это Господь спросил: а знает ли он Фауста? Он не герой, не доктор, а простой раб божий. Мефистофель сказал, что заберет Фауста к себе. На этом сцена на небесах прекращается, и читатель возвращается на землю, к Фаусту. Что важно заметить в этой части? Для меня было принципиально найти хоть какую-то отсылку к закатному произведению Михаила Булгакова. Дьявол не находит ничего хорошего в мире людей, гораздо позже он скажет словами Воланда «Люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было...»

Дальше идет много мыслей Фауста, записанных в стихах. А после прогулки за городом он встречает странного пуделя, который кругами приближается к Фаусту (главный герой видит искры из-под лап пуделя, однако его напарник это отрицает). Так Фауст забирает этого пуделя домой(где перед уходом повесил звезду). Дома пудель «бесится», что наводит Фауста на мысль, что это не простой пес, а самый настоящий дьявол и оказывается прав. В этой части супер-важен стал момент именно превращение Мефистофеля в прихрамывающего пуделя! В этот-то момент и происходит пик завязки пьесы. Но Мефистофель не может выйти из комнаты, ведь над дверью звезда. Тогда Фауст предлагает выйти бесу в окно, но у чертей есть правило: «Войти могу куда угодно, но выйти должен там, где я вошел». Мефистофель убаюкивает Фауста, призывает мышь, и та сбрасывает с двери звезду. Дьявол выходит, уверенный, что Фауст теперь его.

Фауст устал от вечного учения и хочет увидеть свет, какой он есть и возможно тогда он познает его ещё больше. Мефистофель даёт ему эти знания: они бывают у пьяниц, главная ценность которых напиться и подешевле. А потом Мефистофель приводит Фауста к Ведьме, где в зеркале Фауст видит девушку невероятной красоты, в которую, по закону жанра, влюбляется. На этом начинается завязка романа. Что важно тут? Девушек невероятной красоты называют «Еленами», а как известно третью жену Булгакова звали именно так; после посещения ведьмы и употребления зелья, Фауст встречает Маргариту – тут, думаю, объяснений не требуется.

В таком ключе идет всё повествование. Понравилось ли оно мне? Конечно, да! В книге все пороки и чувства человека представлены в виде людей, которые выражаются так, как выражаются эти чувства. «Фауст» - это настоящая энциклопедия по чувственному миру человека, по порочной жизни человека. Стоит заметить, что конец пьесы достоин не меньшего уважения, чем вся остальная ее часть и если бы это был спектакль, то аплодисменты стоя были бы обеспечены. Это было сильно!