Больше рецензий

15 октября 2009 г. 15:36

227

3

«По ту сторону Ла-Манша» содержит в себе темы, которые Барнс давно уже спекулирует в своих ранних романах – любовь, история, искусство, пища, путешествия, воспоминания – и добавляет к ним своего рода коду в виде десяти изящных, просто изложенных историй. Нужно добавить, что тем, кто уважает Барнса, книга придется по вкусу. Сторонникам или просто равнодушным я бы посоветовала читать не все рассказы, а перескакивать через один – не все заслуживают пристального внимания.
Все десять историй показывают британцев во Франции. Первая, и возможно лучшая в сборнике история, «Помехи» касается пожилого английского композитора, который перед смертью хочет услышать свой последний шедевр по радио, но постоянно натыкается на помехи в приеме из-за того, что практически все жители деревни одновременно используют электроприборы в хозяйстве.
«Железнодорожный узел» - довольно плоская история, рассказывающая историю создания Парижско-Руанской железной дороги, частично построенную британцами.
«Эксперимент» - про молодого человека, который пытается найти правду в интимных рассказах дяди, в молодости участвовавшего в сексуальном эксперименте, подстроенном для него Андрэ Бретоном и его приятелями-сюрреалистами.
«Дыня» - другая довольно неутешительная история, вращающаяся вокруг аристократа, не понимающего ничего во французской кухни и принимающего участия в крикетном матче во время Французской Революции.
«Навечно» - острая история о немолодой женщине, которая совершает ежегодные паломничества в северную Францию, где её сын был убит в Первой Мировой Войне.
«Gnossienne» – короткая зарисовка о писателе, которого приглашают на литературную конференцию, оказавшуюся впоследствии чистой воды фальсификацией. Барнс откровенно глумится, основываясь на своем опыте, над французскими литературным критиками, протипоставляя французское и английское мышление.
«Драгуны» относят нас ко времени, когда невежество, суеверие и религиозное преследование преобладали на землях Средневековой Франции.
«Брамбилла» же наоборот возвращает в современность, предлагая влиться в гонку Тур де Франс.
«Эрмитаж» - наиболее существенный рассказ Барнса о женщинах и виноградниках в конце 19го века: две английские старые девы покупают виноградник во Франции и приступают к созданию собственной версии идеального купажа.
Замечательная история «Туннель» протягивает ниточку времени в будущее. Герой рассказа пожилой английский романист (может быть даже сам Барнс) размышляет над своим старением и Францией, пускаясь в недолгое путешествие из Лондона в Париж.
Безупречный стиль, и умение Джулиана Барнса «вшивать» истинные события в свою беллетристику, позволяют читателю наряду с их свойственной красотой изучить некоторые интересные исторические факты. Не знаю, было ли это настоящим намерением Барнса в «По ту сторону Ла-Манша» заставить нас понять, что пускай у Англии и Франции разная ментальность и устройство национальной души, у них слишком много общего. И пусть мы порой особенно не интересуемся пониманием британско-французских отношений, в них есть некое чувство универсальности, применимое к отношениям соседских стран и народов.