Больше рецензий

Dove___93

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

6 февраля 2024 г. 18:05

250

3 Будулай не моего романа

Я с опаской смотрела в сторону этой книги, и если бы не совместные чтения, никогда бы за нее не взялась. Я не осталась в восторге от книги и немного бы потеряла, не прочитав ее, но о потраченном времени не жалею: любая книга - это опыт, размышления, новые взгляды и ощущения.

Сразу стоит сказать, что я не смотрела знаменитую экранизацию романа, по которой сходила с ума большая часть советских женщин, помню только, как над возвращением Будулая иронизировал отец.
Но судя по предисловию к роману, написанному дочерью автора, первоисточник достаточно сильно отличается от фильма. И я понимаю, почему. Наверняка сценаристы добавили что-то, изменили ход сюжета или даже «дописали» героев, потому что в книге много «белых пятен», нелогичных поступков, а про некоторых героев автор будто забыл, упуская детали их линии, не доводя ее до конца.

Эта книга повествует о кочевой жизни цыган и необходимости изменения уклада, о послевоенных колхозах и одиноких женщинах, о бывших военных, которые не могут забыть военное время, до сих пор живут теми воспоминаниями и по уставу, о разных советских семьях, укладах и традициях, о донском казачестве и племенных конях. Но многие из этих образов и тем даны будто вскользь, автор слегка затрагивает их, не копая глубоко, только лишь побуждая читателя обратить внимание на это и самому искать нечто большее. Так я была впечатлена донскими казаками и захотела прочитать «Тихий Дон» М.А. Шолохова, который я не осилила в полном объеме в школьные годы. За одно это Калинину стоит сказать «спасибо».

Мне очень понравились истинные цыгане - Шелоро и ее муж Егор - страстные, ревнивые, яркие. Вот уж кто действительно если любит, то горит, если ревнует, то хлыст так и звенит в воздухе. Только сцена, как Шелоро через окно влезла к председателю, чтоб добиться справедливости, чего стОит!
И идея автора, что Будулай будто показывает цыганам новый путь, ведет их от конокрадства и кочевой жизни к образованию и честной оседлой жизни. Так же было интересно наблюдать за линией цыганки Насти и ее мужа Михаила. В их жизни было и страдание, и любовь, и разлука, и ревность. За них хотелось переживать и радоваться, и огорчаться.

Но когда говорят, что эта книга - о любви Клавдии и Будулая, у меня возникает вопрос. Потому что ни о никакой большой любви здесь речи не идет. Во-первых, нет понимания, откуда вдруг взялись чувства Клавдии, да такие, что она поехала за Будулаем, но при этом так и не встретилась с ним (зачем ездила?) Во-вторых, никакого развития отношений не показано даже тогда, когда персонажи волею судьбы оказываются под одной крышей. Мы только видим, как они едят всегда вместе, а потом оказываются в койке. Где же мысли и чувства героев, яркие эмоции и страсти? Ничего этого нет. Всё, что нам дают - это игра в догонялки в первой половине книги, затем чудесная потеря памяти (очень избирательная), бытовая жизнь под одной крышей и в финале рояль в кустах в виде неожиданно выжившей жены Будулая. Тут уже моя реакция «рука-лицо» была неизбежна.

Дописанную позже всех 9 часть романа я читать намеренно не стала (она появилась после смерти автора в 2011 году и есть только в новом издании от «Азбука» и на my book и Букмейт), но девочки поделились, куда завела автора фантазия, и я рада, что не стала продолжать, потому что кроме недоумения, фейспалма и вопроса «Зачем?!» эта часть больше ничего не вызывает.