Больше рецензий

WeyFoists

Эксперт

Надо больше романтики!

2 февраля 2024 г. 20:33

318

2 Спойлер

Начиналось всё достаточно жиденько, но неплохо. Очень много воды, очень много текста ради текста: вместо того, чтобы просто привести малозначительный факт, автор расписывает полглавы или даже целую главу. Но написано неплохо, порой попадались интересные эмоциональные моменты, главная загадка интриговала. Очень понравился неожиданный поворот - что Нелл всё-таки искали, а приёмный отец скрыл это обстоятельство.
А вот где-то вскоре после этого, на первой четверти, всё пошло не туда.
Все секреты оказались до крайности унылыми. Что Элиза на самом деле мать Нелл, становится очевидно в момент описания её внешности, потому что они по описанию одинаковые. А все остальные тайны, конечно, сложно было угадать, но это не комплимент автору. Мать бросила четырёхлетнего ребёнка одного на корабле, чтобы забрать памятную брошку, про которую десять лет не вспоминала. Серьёзно?
Элиза родила ребёнка от мужа кузины, потому что кузина не могла. И это не ЭКО, всё естественным путём, всех всё устраивало. Высокие отношения!
Но сильнее всего удручают герои. О них кратко, из настоящего в прошлое.
Кассандра. Про неё меньше всего можно сказать, потому что она никакая. Конечно, с драмой в жизни - потеряла ребёнка и мужа. Только она вспоминает про эту драму исключительно тогда, когда нужно пострадать, в ней нет никаких черт, которые выдают мать, недавно потерявшую ребёнка. Здесь автору изменяет его умение описывать эмоциональные сцены, женщина с такой трагедией остаётся никакой и сопереживания не вызывает.
Луиза. Как ни странно, единственный более-менее адекватный персонаж истории. Да, она мерзко поступила с дочерью Кассандрой, подбросив её бабке на воспитание и нырнув в новую жизнь, но она честна в своей неидеальности. И вокруг неё единственной не нагнетается дешёвая драма, она живёт своей жизнью.
Нелл. Самый неприятный персонаж, мать Луизы. Дочь она воспитала паршиво и никогда не любила, да она вообще не способна на любовь. В двадцать один год она узнала, что приёмная, и сразу разладились отношения с семьёй, которая в ней души не чаяла - её же обманули, она же такая несчастная, с ней поступили так жестоко, а приёмные родители - негодяи. Я могла бы понять такое отношение, если бы её в этой семье в чёрном теле держали, приёмные родители мерзкие-пьющие и тому подобное, но вся семья её обожала, для отца она была светом в окошке и самой любимой девочкой - больше, чем родные. Но нет, обижнека-Нелл заделалась мизантропом, со всеми разругалась и драматически одиноко страдала. Конечно, никому ничего не рассказывала. Конечно, не рассказала "любимой" внучке о том, что купила недвижимость за границей, даже когда серьёзно заболела. Бред.
Элиза. Биологическая мать Нелл и персонаж, окончательно сломавший моё желание читать и удовольствие из книги. Она страдает. Нет, не так, она СТРАДАЕТ. Вокруг неё сплошные негодяи и чудовища. Детство она провела в лондонских трущобах в нищете со сбежавшей от семьи матерью. Когда ей было двенадцать, мать умерла, оставив наказ - держаться подальше от опасного человека - того, кто искал её от лица родных. И это был дабл-фейспалм. Двенадцатилетней симпатичной девочке одной, КОНЕЧНО, будет безопаснее и лучше в лондонских трущобах начала ХХ века, чем в обеспеченной семье. Разумеется. Это же очевидно. Зачем больная мать будет рассказывать ей о родне, в самом деле!
И вот вокруг этой Элизы страдания идут косяком. Квартирная хозяйка - зло во плоти, жена дяди - вообще кошмар и ужас, и все оскорбляют, унижают, делают гадости и презирают героиню. Брат-близнец был введён только для драмы и для того, чтобы глупо умереть под лошадиными копытами, и бедная Элиза пыталась бы наскрести гроши на похороны, а злобная хозяйка могла отобрать их, пообещав самые плохие похороны мальчику, она лично за этим проследит.
И вся остальная семья - она такая же. Где-то мелькало упоминание о том, что на семействе Мунтраше лежит проклятье за гадкое свершение, и это в общем-то был самый адекватный момент в истории. Но больше похоже на какой-то специфический вид шизофрении, передающейся по женской линии.
А вообще всю книгу меня мучил один вопрос. Очень любят шутить над русской классикой, что там все страдают. Но ни в одной книге из русской классики, которую я читала, ни у одного автора нет такой концентрации пустых и бессмысленных страданий ради страданий. Никто из настоящих нормальных писателей никогда не писал страданий ради того, чтобы выбить из читателя слезу и манипулировать его чувствами, все страдания в русской классике - они во имя чего-то. Герой что-то понимает, герой растёт, герой что-то совершает, это всегда некий катарсис, трагедия служит образу и общей идее. А здесь вся идея - как всё у всех плохо.
Разочарование. Всего хорошего - неплохой стиль у автора, писать красиво она умеет. Но это не стоит того, чтобы читать длинную, скучную, банальную книгу, где все уныло страдают.