Больше рецензий

2 февраля 2024 г. 00:13

203

2 Спойлер Не то, о чëм все пишут. Выговорился.

Постепенно заполняя пробелы в школьной программе, я решил наконец прочитать Обломова. Всë, что я слышал про этот роман до прочтения (помимо общего сюжета), так это то, что первые 8 глав читать невозможно, что обломов - просто лентяй, а Штольц - машина (заметьте, немецкая), ну и что Ольга "пыталась изменить Обломова, но тот остался собой, и любови не получилось". Сказать, что я ошибался - не сказать ничего. Давайте по порядку.

Первые 8 глав вполне читаемы (субъективно) , а вот девятая - просто мрак. Единственная глава, у которой есть название, обладающая некой самостоятельность, ведь она выходила за несколько лет до окончания романа как отдельное художественное произведение, собственно, "Сон Обломова". Вот здесь я в первый раз почувствовал что-то неладное. Слог буксует, значительную часть текста занимает описание природы (я не против пейзажа как художественной детали, но когда она преобладает над всем остальным текстом - хочется биться об стену каждый раз, когда глаза встречаются с очередным топонимом). Я понимаю, что Гончаров умышленно затягивал эту главу, чтобы передать размеренность той жизни, но это просто неприятно читать.

Когда барин, наконец, просыпается - мы знакомимся с его лучшим (читай "единственным") другом - Штольцем. Это карикатурный персонаж, противопоставляемый Обломову. Илья Ильич - мечтатель, философ, романтик. Он чуткий, вдумчивый, но ленивый. Большую часть жизни он размышляет над различными эфемерными понятиями, такими как жизнь, счастье или любовь, и это у него получается хорошо. Однако в самой жизни, с практической точки зрения, он не способен буквально ни на что. И когда думать приходится над решением насущных задач, он готов переложить принятие решений на кого угодно, желательно на Штольца. Сам же Андрей Иванович - герой-антипод Обломова. Он всë время в действии, крутится, бегает, (делает дела, находит варианты, решает проблемы). И это всë. Просто всë. Это вся его характеристика, буквально. Ему достаëтся номинация литературное закрытие года, ведь как персонаж он прописан никак (ну или халтурно, как вам угодно). В общем, приехав к старому другу, Штольц сразу вырывает его из халата и тащит с собой в свет. Там он знакомит Обломова с Ольгой, в которую Илья и влюбляется. Почему? Да так, просто, понравилось, как она поëт.

До конца третьей части читателя ждут "увлекательнейшие" Тарантиновские диалоги, где в начале каждой новой главы Илья и Оля будут выяснять отношения по поводу какой-то совершенно неважной фигни, а в конце помирятся, признаются друг другу в любви и пойдут гулять. И ТАК КУЧУ ГЛАВ ПОДРЯД. Вот серьëзно, на этом моменте стул подо мной начал раскачиваться из стороны в сторону.

Обломов, как я уже говорил, - это не про реальность, а про воображаемые, мифические абстракции. Вот и любовь для него - не реальные отношения с человеком, а какое-то понимание, что он любит Ольгу. Это такой интеллигентный куколдизм, я считаю. Так вот Ильинская это не оценила, и решила расстаться, хотя она и любила Обломова. Собственно, они оба нравились друг другу. И понятно, что у них бы не получилось здоровых отношений, но тут есть два пункта: первое, у кого, вообще, тогда были нормальные отношения? И второе - с чего вдруг все вокруг решили, что Ольга хотела изменить Обломова? Может я не глазками читаю, а чем-то другим, но такого не заметил. Ей нравился Илья Ильич, его мысли и слова, но она понимала, что им не по пути. Так и разошлись.

Конец романа неплохой, Обломов находит себе то, чего ему так хотелось, свой идеал, когда его никто не трогает, когда ему не нужно взаимодействовать с внешним миром, а только размышлять на интересующие его темы. За него всë сделают, еду при готовят, халат заштопают и т.д. И плевать ему на деревню, на Ольгу и даже на Штольца (которому он обязан своей жизнью (состоянием), по сути). Умирает он быстро и, возможно, безболезненно, особых эмоций не вызывая. Сына своего он отдал на воспитание Штольцу, который теперь поженился на Ольге (тут тоже к браку вопросы, ведь теперь они *сюрприз* не особо интересны друг-другу).

Вот так оно и закончилось. Больше всего в этой истории жалко Захара, ну и, конечно, читателей. Был бы роман раза в 2 меньше, претензий было бы кратно меньше. 600 страниц - перебор для этого произведения.

Разумеется, всë, что я здесь написал - исключительно моë субъективное мнение, я вижу кучу положительных рецензий, но не могу не высказаться.

Если вы дошли до этого момента честно, а не просто пролистали в самый конец, то я жму вам руку, моë уважение.