Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

31 января 2024 г. 20:19

350

4 "В ответ на свою молитву она не услышала ничего, кроме рева мусульманских орудий." (с)

Время действия: 13 мая 1565 г. - 1566 г.
Место действия: Мальта
Впечатления: Скажем так, не такого я ожидала от этого исторического романа. По аннотации я думала, что тут будет серьёзный такой исторический труд, с описанием военных действий, с приключениями главного героя, конечно, но хорошо написанный и познавательный, так как о битве за Мальту между госпитальерами и турками я практически ничего не знаю. Кстати, султаном Османской империи, решившим уничтожить христианское рыцарство, в то время был тот самый, всем хорошо известный, Сулейман Великолепный. Но... нет. Приключения главного героя тут есть, и военные действия тоже, и всякой жести автор отсыпать не забыл, но особой серьёзности я тут не увидела и в исторической достоверности всего происходящего всё же сомневаюсь.

"...не было у Сулеймана мечты заветнее, чем истребление рыцарей ордена Иоанна Крестителя, единственного в своем роде отряда лекарей и монахов-воинов, которых одни называли «рыцарями моря», а другие — госпитальерами и которые в эпоху инквизиции сами осмелились называть себя Священной Религией."

Вообще, мне много чего тут сразу не понравилось:

- Образ главного героя в моей голове просто не сложился. Вот в одной сцене он сидит в саду, любуется цветами, предается воспоминаниям и даже пускает слезу, тронутый звуками прекрасной музыки. Буквально через пару часов он "крошит" людей на куски. Причём не просто убивает, нет, он не только профессиональный убийца, но и палач, он прекрасно был обучен турками людей пытать, причём самыми разными способами. При этом ещё через пару часов он уже спасает "даму в беде", любуется звёздами, изрекает философские монологи на страницу и где-то там на фоне убивает при ней священника. Из-за таких вот противоречий, как по мне, конечно, образ главного героя Матиаса для меня выглядел очень странно и не совсем реально. Книга закончилась, а я так и не определилась, как к нему относиться)

- То как в сюжет была введена графиня Карла и то как обьяснилась её необходимость попасть на Мальту... сомнительно. Во-первых, у неё было 12 лет, чтобы собраться с духом и наконец найти своего сына. Но за все эти годы ни мысли о том, что он может страдать, голодать, быть отданным в услужение плохому человеку, её почему-то не посетило. А тут перед войной, когда доступ на Мальту закрыли, ей срочно понадобилось оказаться в центре бойни. Во-вторых, с чего она взяла, что "найденный сын" будет рад видеть свою неожиданно свалившуюся на голову мать? В 12 лет юноши уже шли служить в армию и считались вполне взрослыми. С чего бы тогда он стал прятаться за юбками, не поздно ли спохватилась графиня? Автору стоило бы подыскать либо другой повод для поездки на Мальту, либо уменьшить возраст мальчика раза так в 2.

- Любовная линия немного... странная? Матиас сначала "влюбляется" в служанку графини, потом видит саму графиню и "влюбляется" в неё, а по итогу думает - ой, как удобно! две таких симпатичных дамочки, прям рядом, будем жить вместе ^_^

- Я не могу простить автору главу с избиением собак на Мальте. Я просто не понимаю такой логики. Идёт война, да. Но зачем истреблять всех собак? Почему тогда не убили кошек, крыс, мышей, свиней, ну они как бы тоже могут быть сожраны людьми и могут сожрать людей, почему великий магистр об этом не подумал? Тогда как именно собак легче контролировать и именно они могли защищать своих хозяев от врагов. Здесь же люди показаны просто бесчеловечно. Уничтожить своих питомцев собственными руками, или прогнать существ, которые им доверяли, на улицу, чтобы их зарезали уличные мальчишки -_- После сцены с белой борзой какая-либо моя симпатия и сопереживание к мальчику Орландо были убиты на корню, вряд ли автор добивался такого эффекта -_-

Кроме этого, в сюжете были мелкие нестыковки, которые я уже решила не упоминать. Вроде отсутствия в лазарете для раненных опия, чтобы утишить боль, тогда как рыцари месяцами готовились к осаде и деньги у них были, закупиться ничего не мешало, но тогда не получилось бы "кинуть предьяву" Матиасу, что он "утал" свой запас опия. Ну да ладно, потому что это на сюжет сильно не повлияло.

Но...

Я не могу не заметить, что автор всё же очень хорошо пишет. Он умеет действительно живо "показать" происходящее, прописать динамичные сцены прям в движении, заставить попереживать за героев, красочно прописать все "прелести" кровавой битвы и её последствий. Меня бесили местами герои, раздражали некоторые сцены и диалоги, но читать было все равно интересно. Поэтому все же положительная оценка и положительные впечатления в целом от романа)

И если главный герой и его непревзойденность вкупе с неубиваемостью так и не смогли меня восхитить, то главная героиня мне оказалась симпатична значительно больше, что прям удивительно))) Мне не нравилась сначала Клара, но потом я переменила своё о ней мнение. То что у неё хватило смелости пойти работать в госпиталь, наблюдать те ужасы, что там творились, восхитило меня. Только очень сильный духом человек способен на такое. Хотя её непонятная любовь к Матиасу, при том что она видела его "любовь" к своей же служанке... И вот из мужских персонажей мне больше всего был интересен инквизитор Людовико, в противовес главному герою Матиасу, хотя он вроде как "злодей". Я даже думала, что они с Кларой будут лучшей парой.

"— Когда узнаешь, что людей можно выдрессировать, словно собак, научить верить во что угодно и делать что угодно, без исключения, начинаешь ценить собственное мнение и с подозрением относиться ко всем остальным, — ответил Тангейзер."

Итого: Это книга о войне, и война здесь показана без каких-либо прикрас. Это просто кровавое зловонное месиво, выплевывающее изуродованых, еле живых, людей и жутко обезображенные трупы на такую же оскверненную землю. После первой же битвы все возвышенные мысли исчезают без следа, остаётся разве что вопрос: "и стоило ли это того?". Вот за эти яркие описания и идею автору спасибо. Возможно, позже, я осмелюсь снова "войти" в очередную кровавую бойню, которую предстоит главному герою пережить теперь уже во Франции, в противостоянии гугенотов и католиков. И нет конца человеческой жестокости и жажде насилия -_-

"Он убрал перчатки, поставил булаву на землю и поднялся на ноги. Убрал меч в ножны. Воздух казался каким-то нездоровым и отдавал гнилью, когда он вдыхал. В свете разгорающегося дня открылся вид столь зловещий и омерзительный, что ни один художник не осмелился бы запечатлеть его, опасаясь навлечь проклятие на свой дар.

За раздолбанной стеной, перед которой он стоял, — утопающей в отвратительном месиве из крови, человеческих потрохов, мозгов и содержимого тысяч опорожненных мочевых пузырей и кишечников, — лежали тела приблизительно полутора тысяч мусульман. Они заполняли стонущий ров, были разбросаны по ничьей, оскверненной и зараженной земле за ним, похожей на место некой чудовищной катастрофы. И Тангейзера охватил стыд. Затем он ощутил стыд за свой стыд, потому что это было лицемерие: убивать — это, по крайней мере, честно. Кое-где все еще горели лужи греческого огня, чья-то рука поднялась и упала, чье-то изуродованное тело тщетно силилось выбраться из вонючей жижи, но потом сдалось под весом свежих покойников, упало назад в гнусное месиво и уже не двигалось."

картинка KatrinBelous
Книга прочитана в рамках игры "Четыре сезона" и в группе "Осторожно! Историки"

Благодарю за совет Victory1985 , книжка неоднозначная, но всё равно я рада знакомству с автором)